Ваше резюме понравилось, что теперь?

Итак, Вы прошли этап поиска подходящей вакансии и составления резюме. Ваше резюме понравилось специалисту кадровой службы и Вас пригласили на собеседование. Этап собеседования я бы назвала самым ответственным и главным в процессе трудоустройства, ведь конечный результат: возьмут или не возьмут зависит от того, как Вы сможете проявить себя, свои профессиональные и человеческие стороны!

Вам позвонили и назначили собеседование. Разумеется, ему должна предшествовать своеобразная подготовка: Вам следует узнать о компании, в которую Вы устраиваетесь как можно больше: чем занимается, штат сотрудников, имя не только директора, но и специалиста отдела кадров и даже секретаря, ведь именно с него начнется Ваше триумфальное и провальное шествие в компании. В общем, Вам предстоит выяснить все, что может пригодиться в Вашем общении с кадровиком, а впоследствии и с руководством! Возникает резонный вопрос: как же раздобыть эту информацию, ведь просто так человеку с улицы никто не станет рассказывать о компании?! Да, действительно, человеку с улицы не расскажут о компании, а вот пресс-секретарю, или, скажем, журналисту, будет проще выведать маленькие секреты! Здесь все зависит от Вашего желания и творческой мысли, поэтому пробуйте, дерзайте - и все получиться!

Вы готовитесь к собеседованию! Что нужно помнить и предусмотреть? Для себя я придумала правило 3В:

- Внешний вид

- Ваше резюме

- Внутренняя готовность

Что касается первого пункта, здесь начну с общеизвестной пресловутой «Встречают по одежке», - и это правда. Первое впечатление формируется буквально в течение первых 2-3 минут, и образ, который запомнит работодатель или инспектор отдела кадров, зависит от Вас. В нашем издании мы уже неоднократно касались этого вопроса, но все-таки напомним ключевые моменты. Одеваясь на собеседование помните – одежда должна быть чистой, опрятной, удобной. Идеально если Вы узнаете особенности дресс-кода данной компании. Кроме того, Ваша одежда должна соответствовать должности, на которую Вы претендуете. Не стоит игнорировать это правило, в противном случае Вы можете просто попасть в неловкую ситуацию, если придете на собеседование в потертых джинсах и трикотажной кофте, претендуя на какую-то руководящую должность.

Не забывайте об этикете. Непозволительно опаздывать на собеседование, ну а если это все-таки произошло по объективным причинам, просто извинитесь, кратко обозначив причину опоздания. Входя в кабинет инспектора отдела кадров, не скребитесь под дверью, а уверенно входите, ведь Вас уже ждут, а в кабинет руководителя можно входить только после того, как получите разрешение секретаря!

- При собеседовании старайтесь, чтобы Ваш взгляд был спокоен и дружелюбен. Хорошо известно, что большинство людей трактуют бегающий взгляд собеседника как проявление неискренности. Не стоит и, наоборот, пытаться «есть» собеседника глазами.

- Первое рукопожатие с незнакомым человеком должно передавать Ваши энергию, природный оптимизм и дружелюбие.

- Не переборщите с улыбкой, чтоб ее не сочли за неискреннюю маску, за которой могут скрываться неуверенность, недружественные намерения, суетливая готовность в любой момент услужить.

- Как уже было сказано выше, самую важную информацию о впервые встреченном человеке мы воспринимаем в форме зрительных образов. Зная об этом, научитесь выглядеть успешным. Особое внимание уделите собственным жестам. Они должны быть достаточно широкими и спокойными, полными ощущения внутренней силы. Даже если Вы очень волнуетесь, избегайте защитных поз вроде скрещенных на груди рук. Помните, что предательская испарина на лбу, нервное постукивание пальцами по поверхности стола, скрещенные в нервный «замок» ноги обязательно будут взяты на заметку и расшифрованы опытным кадровиком.

- Если перед началом разговора с кадровиком у Вас есть возможность выбора места, то лучше расположиться не напротив представителя фирмы, а поближе, сбоку, сразу сократив, таким образом, психологическую дистанцию. Дело в том, что подсознательно все мы склонны воспринимать человека, сидящего через стол от нас, как противника по переговорам, а собеседник, находящийся рядом, обычно вызывает почти дружеское доверие. Кстати, некоторые психологи очень мудро советуют: если Вы чувствуете себя достаточно уверенно, не бойтесь отказаться от предложенного Вам невыгодного места и установить свой стул именно там, где Вы хотите расположиться. Почти наверняка такой поступок будет расценен интервьюером как признак Вашей способности к самостоятельным и нестандартным решениям (правда, если в Вас хотят видеть всего лишь хорошего исполнителя, такое проявление независимого нрава может повредить).

Справедливости ради надо сказать, что процентов 70-80 вопросов на собеседовании типичные и большая их часть относиться к Вашему трудовому прошлому, которое и освещено в резюме.

Вы должны очень хорошо знать Ваше резюме, обязательно помнить все организации, указанные в резюме: Вашу должность в той или иной компании и функциональные обязанности, а также период Вашей трудовой деятельности в каждой компании.

Говоря о Вашей внутренней готовности, скажу следующее: в арсенале профессиональных кадровиков имеются десятки тактических приемов для психологического зондирования личности соискателя. К примеру, кандидат на должность, которая требует умения сохранять высокую работоспособность в условиях жесточайших эмоциональных перегрузок, может быть в ходе первого собеседования подвергнут так называемому стрессовому интервью. Суть этого «гестаповского» метода заключается в том, что рекрутер намеренно старается вывести потенциального сотрудника из равновесия. Например, общается с ним в неприемлемо грубой форме или неожиданно задает провокационные вопросы. В этой ситуации крайне важно сохранить самообладание и чувство собственного достоинства, ни в коем случае не принимая навязываемой Вам роли оправдывающегося подследственного.

Бывает и противоположный вариант оценки сотрудника: кадровик сразу же предлагает новичку задушевный стиль общения. Расчет в этом случае делается на то, что расслабившийся человек в порыве откровенности сболтнет лишнее столь симпатичному и понимающему собеседнику. Поэтому даже если Вам явно оказывают знаки расположения и всячески заверяют: дескать, вопрос с Вашим трудоустройством уже фактически решен — не стоит терять бдительность, ведь у Вас с рекрутером изначально разные задачи: он пытается выявить хоть малейшую Вашу слабость и непрофессионализм, а Ваша – доказать свое полное право занимать желаемую должность.

Помните: Ваша будущая работа в Ваших руках!