УСТРОИТЬСЯ НА РАБОТУ: ПЕРВОЕ ЗНАКОМСТВО ПО ТЕЛЕФОНУ!

Ситуация, когда надо искать работу по телефону, большинство людей напрягает гораздо больше личного визита. Это неудивительно: они лишаются многих возможностей предъявления себя, своей живой манеры общения, глаз, наконец, документов. Все знают, что первое впечатление важно. При телефонном общении и мы не видим, с кем общаемся, и нас не видят. В то же время первый контакт с возможным работодателем мы совершаем именно по телефону. Есть несколько секретов, которые нужно знать перед тем, как произнести в телефонную трубку заготовленный текст. Давайте их вспомним. Первое впечатление о человеке возникает до того, как его голос перейдет непосредственно к делу. Образ человека - его темперамент, умения и навыки общения - возникает в течение 7-15 первых секунд разговора. Поэтому для того, чтобы увеличить наши шансы, важно обратить внимание на начало разговора: внутренне дать себе установку не торопиться излагать суть дела, а установить контакт. Представьте себе, что общение происходит не по телефону. Входя в кабинет, вы постучитесь, приостановитесь в дверях, посмотрите на собеседника, вам предложат пройти, вы пройдете, вам предложат стул, вы сядете. И только после этого начнется разговор - но не сразу о том, сколько вы хотите денег получать, а с представления, с обмена взглядами на более коротком расстоянии. В телефонном общении все происходит короче, но в принципе должно происходить то же самое. Для начала - помните, что голосу, так же, как и любой тонкой работающей системе, перед тем, как заняться делом, необходима небольшая разминка. Если вы долго молчали или только что встали, скорее всего, он будет звучать ниже, суше, глуше. Хорошо перед звонком произнести вслух несколько фраз или выпить горячего чаю. Итак, "аппарат" готов - тембр восстановлен. Что же нужно делать дальше, чтобы произвести приятное впечатление? Давайте остановимся на типичных ошибках, которые совершают люди в первые минуты.

Ошибка 1. Чрезмерно быстрый темп

У многих людей деловые качества и умение быстро работать перекладываются на умение быстро говорить. Не надо! вы успеете показать, какой вы оперативный человек, и лучший момент, в который вы сможете это показать, будет, когда вам зададут вопросы и вы, без длинных пауз и слов-паразитов, будете на них четко отвечатьПомните: быстрота не помогает восприятию. Восприятию помогает отчетливость. Для того, чтобы вас меньше переспрашивали, надо не увеличивать темп, а следить за отчетливостью пауз и артикуляции, ставить логические ударения.

Ошибка 2. "Память голоса"

Как правило, человек, который занимается поиском работы, звонит во множество организаций. Не исключено, что перед тем, как сделать звонок, вы получили несколько досадных ощущений: вам отказали, с вами поговорили не так, как хотелось бы. Может быть, вы просто устали? Голос это запоминает. И не исключено, что ваш голос будет отражать не только то, что происходит в данную секунду, но и то, что происходило с вами до этого. Если мы хотим звучать в лучшем виде, нужно себе немножко помочь и стереть из своего голоса следы прежних разговоров: чрезмерную почтительность или обиду, интонацию заезженной пластинки. Надо освежить голос, подчеркнуть, что вы - человек, не похожий на других, у которого есть свои достоинства, и когда вам назначат встречу, вы о них расскажете и сможете подтвердить то приятное впечатление, которое сложилось о вас по голосу.

Ошибка 3. Не спешите с выводами

В момент телефонного контакта мы забываем, что все, что, как нам кажется, собеседник выражает голосом, адресовано не только нам. Из всего, что вы слышите, скорее всего, вам адресована лишь половина. Поэтому - не торопитесь с выводами! (Хорошо бы об этом помнили и работодатели!) После любого разговора стоит вспомнить, как вы говорили: это опыт. Кстати: проигрывая в голове возможный - конечно, возможный! - отказ, мы увеличиваем его вероятность!

Ошибка 4. "Голос, застегнутый на все пуговицы"

Если звонок особо ответственный и вы опасаетесь, что ваш голос напряжется, "накрахмалится", - отвлекитесь, переключитесь, "искупайтесь голосом" в более приятном общении - и тогда на инерции, на искорках энергии этого приятного общения звоните по делу. Но вы будете звучать так, как звучите на самом деле, не будет ощущения, что ваш голос застегнут на все пуговицы в уродливый деловой костюм, который к тому же жмет. Чрезмерная ответственность и особые надежды, которые мы возлагаем на звонок, могут повредить.

Ошибка 5. "Проситель или сокровище?"

Люди, которые занимаются поиском работы, впадают в две крайности. Первая: из всего богатства звучания ими выбирается самый робкий, школьный, подчиняющийся голос, в который проникают просительные нотки. Мы сами себе, если это слышим, ужасно не нравимся, но и на работодателя это тоже произведет угнетающее впечатление. Чаще совершается противоположная ошибка: нам так не хочется выступать в роли просителя, что мы невольно нагоняем в голос жесткости, развязности, как будто хотим сказать: "Я сокровище, вам повезло, что мне попался ваш телефон!". Это - защитная установка, которая может испортить впечатление в первые секунды. Как только пойдет разговор о деле, по всей вероятности, в звучании вашего голоса что-то поменяется - но не будет ли поздно? Обе эти крайности связаны с глубоко сидящим в нас убеждением, что предлагать свой труд - это стыдно! У нас еще не сформировалось отношение к поиску работы, как к нормальному эпизоду жизни. Когда человек ищет жилье, это говорит, что он думает о том, как улучшить свою ситуацию, о том, что у него есть выбор. Когда человек ищет работу, это говорит о том же! И последе, разговаривать по телефону надо просто любить – вот и весь секрет!

Удачи в поиске работы!