От работы кони...

Клеймо вечной «рабочей лошадки», на которой можно ездить всем подряд, даже не за «спасибо», грозит тому, кто не умеет сказать «нет».

Не так давно встретила свою знакомую, которая поведала мне удивительную историю о режиме своей работы, которая отнимает у нее по 10 -12 часов в сутки, и еще выходные захватывает. Руководство очень ярко при этом выражает сове недовольство ее работой, подвергает штрафам за невыполненную в срок работу. Меня удивило, что рядовой менеджер торговой компании в одном лице совмещает столько должностей, и выполняет такое количество функциональных обязанностей, которые даже в голове сложно совместить и упорядочить, не говоря о воплощении этого в жизни! «Какую же зарплату должны ей платить при такой нагрузке?»- подумала я, но – нет, мои ожидания разбились, после того как моя знакомая озвучила цифру я просто пришла в ужас.

После детальных расспросов, оказалось, что данная нагрузка – вовсе не результат безграмотной работы специалиста отдела кадров и руководителя в определении обязанностей персонала, а результат желания помочь коллегам, работу которых моя знакомая и выполняет. При этом абсолютно искренне говорит, мол, «у него такие проблемы дома», или «она так больна», или «она не может разобраться, а я подобную работу уже делала». Отказать коллегам со столь уважительными причинами она просто не может, ведь те якобы не поймут. Босс, в свою очередь, спрашивает с исполнителя. Отсюда и постоянные штрафы, и выговоры за невыполненную работу, которую просто физически сделать невозможно. Карьерный рост ей не светит, поскольку для руководства она — сотрудник, который постоянно срывает сроки проектов.

Исследования психологов показывают, что 1/5 часть сотрудников абсолютно не в состоянии сказать «нет» и «тянут» на себе всю возможную и невозможную работу.

Казалось бы, руководители должны ценить таких сотрудников, но практика показывает совсем другую картину. Руководители не только не ценят, но чаще всего просто не уважают таких людей, которые вместо того, чтобы четко выполнять строго определенный круг обязанностей, хватаются за все подряд. Первопричиной дискомфорта такой работы проявляется в потере веры в собственные силы и самоуважения, и очень мешает карьерному росту. Ведь чтоб продвинуть сотрудника вверх по карьерной лестнице, он должен соответствовать требованиям, предъявляемым к сотрудникам высшего звена. Неумение вовремя отказать очень часто приводит к сложным переживаниям. Человек связывает себя нереалистичными обязательствами, подписывается под невыполнимой работой, и, в конечном счете, подводит других людей. К тому же, стремление сохранять работоспособность на протяжении длительного периода ничем хорошим не заканчивается – ведь заболеть при такой нагрузке очень просто.

Некоторые руководители считают, что первопричиной «безотказности» является непрофессионализм. Кроме того, это может быть и непонимание своих должностных обязанностей, границ ответственности, и осознанное или неосознанное манипулирование с целью заставить быть должным взамен на оказанную услугу, и наличие слишком большого количества свободного времени, и слабохарактерность.

Всех безотказных сотрудников я бы условно разделилана4 группы:

l. Сотрудники, которые не умет отказывать и говорить «нет» - классические «безотказники», они просто не могут отбиться от любезных предложений и многочисленных просьб своих коллег и начальства, и карьерный рост им, как правило, не грозит.

ll. Сотрудники, которые, просто не хотят заниматься своими прямыми обязанностями.

lll. Сотрудники, которые считают себя самыми умными, что никто кроме них не способен хорошо выполнить работу.

lV. Сотрудники, которые хотят больше узнать и научиться новому, поэтому берутся за любую работу.

V. Незаменимые сотрудники – палочки – выручалочки, трудоголики, они осознанно берут на себя работу, это стиль их жизни, они делают хорошую карьеру.

Разница между всеми этими типами есть различия:

«Первый тип – сотрудники, которые не умеют говорить «нет» используется более сильными личностями в коллективе, которые перекладывают свои обязанности, проявляя неуважение, а после выполнения таким сотрудником чужой работы еще ворчат и выражают недовольство выполненной работой.

Совет: Таким людям можно помочь излечиться от патологической боязни отказывать, разъясняя им не только их, но и обязанности коллег.

«Второй вариант – самые обычные лодыри, отлынивающие отсвоей работы, к тому же избегающие всяческой ответственности.

Совет: Таких людей руководство должно держать под контролем, а еще лучше расставаться с ними.

«Третий тип – выскочки, у которых на первом месте чувство превосходства над другими, желание везде быть первыми, независимо от статуса и ситуации. Чаще всего такие люди часто ошибаются, выполняют работу некачественно, так как для них важен не результат, а факт, что именно он выполнил эту работу.

Совет: Таких людей следует жестко контролировать, чтоб они не мешали другим, не срывали сроки выполнения заказов, не портили имидж компании.

«Четвертый тип сотрудников, это, как правило, вчерашние студенты, начинающие свою трудовую карьеру, либо новички в компании.

Совет: Таким сотрудникам требуется помощь кадровика, либо руководителя подразделения, которые помогут разобраться с должностной инструкцией, подробно расскажут перечень функциональных обязанностей, объяснят, чего не стоит делать, каких единоличного решения каких вопросов следует избегать.

«Пятый тип, самые удивительные люди в коллективе, как правило занимают высокие должности, все знают и умеют, потому что ступенька за ступенькой продвигались по карьерной лестнице, не только по вертикали, но и по горизонтали. Но такими незаменимыми людьми могут быть не только на руководящих позициях, но и рядовые сотрудники – талантливые от природы, всестороннеразвитые, способные на творческие идеи, легко обучаемые, и на выполнение даже не знакомой работы.

Совет: творческий потенциал необходимо направлять в нужное русло, постоянно поддерживать и поощрять таких сотрудников.

Психологи нашли объяснение такому поведению и считают, что абсолютно всем «безотказникам» просто необходима помощь специалистов. Некоторые работники такой безотказностью поддерживают свою самооценку, они выстраивают образ незаменимого сотрудника. Для них сказать «нет» равноценно тому, чтобы признать, что они никому не нужны — они очень этого боятся. Другим же очень сложно кого-то обидеть. Желание для всех быть хорошим — это результат неумения разделять деловые и личные отношения.

Учимся отказывать -краткий практикум.

Самый распространенный совет: «научитесь говорить «нет», хотя воплотить его в жизнь не так просто. «Нужно дать понять и коллегам, и руководству, что возможны и другие, не менее интересные и полезные варианты взаимоотношений, нежели односторонняя помощь. Прежде чем по просьбе босса бросаться на амбразуру и пытаться «спасать мир» в который раз подряд, соразмерьте ваши физические и временные ресурсы с предстоящей вовлеченностью в задачу, в конце концов, задайте себе вопрос: можете ли вы сейчас себе это позволить? Или лучше дать возможность другим коллегам получить статус героя? Научитесь управлять входящими указаниями и поручениями, что-то делегировать, что-то брать себе, от чего-то, естественно, отказываться. Говорите «нет» указаниям и поручениям, а не боссу или коллегам.

  • Главное правило продуктивных и безконфликтных отношений – неговорите «да», если хотите сказать «нет».
  • Старайтесь не говорить фразу «я подумаю», таким образом, вы уже принимаете ответственность за ситуацию на себя.

Естественно, говорить «нет» боссу и коллегам — это разные вещи. К тому же, над «безотказником» висит его имидж, и ломать его очень не просто. Ваши коллеги подсознательно чувствуют вашу безотказность и они пользуются ею, безошибочно выбирая того, с кем можно разделить свои собственные трудности. Многие из них не просто чуют безотказников, но и умеют манипулировать такими людьми. Одним говорят: «ты же у нас такой добрый», другим — «ты же такой умный, ты можешь это». Это очень здорово срабатывает. Выход один — ответить комплиментом на комплимент: «ты тоже очень умный, ты сам справишься, я знаю». Поверьте, это срабатывает не хуже».

Отказывать руководителю куда сложнее, ведь тут существует риск вообще потерять работу. «Если сотрудник сам осознает свою проблему и хочет ее решить, то он может сделать первый шаг, запросив у руководителя четкое описание своих функций и задач и постоянно соотнося свои обещания и действия с зоной ответственности и возможностями, — говорит Маргарита Короткова. — Сказать «нет» довольно просто, гораздо сложнее принимать решение в конкретной ситуации, поэтому «держите паузу», то есть не принимайте решение мгновенно, а потяните время, чтобы соотнести свои задачи и возможности».

Подводя итог, отмечу главное, безотказность, какая бы она не была, должна быть в меру. Необходимо всегда помнить о том, что каждый должен делать совою работу, не нарушая рамок компетенции и дозволенности.

Плиско Евгения