МОТИВАЦИЯ ПЕРСОНАЛА:

Проблемы мотивации волнуют всех руководителей любого уровня. Если трактовать просто, мотивация — это когда можно получить больше прибыли, используя только психологические факторы. Мотивация персонала — один из важнейших и трудноизменяемых факторов, который следует учитывать при приёме на работу и при последующем построении системы руководства.

При построении мотивационных программ используют теорию потребностей. Мотиваторы — факторы, которые повышают эффективность работы человека и (или) его удовлетворённость за счёт того, что соответствует его внутренним потребностям и мотивам, которые в настоящий момент частично или полностью не удовлетворены и требуют удовлетворения.

Психологи делят мотиваторы на материальные и нематериальные.

Материальным мотиваторы: деньги, материальный стимул, зарплата, возможность регулярно зарабатывать больше, напрямую зависимость вознаграждения от результатов своего труда, отсутствие потолка в доходах, интерес к лидерам в этой области.

В материальном мотивировании главным является не столько сумма вознаграждения, сколько восприятие работником её объективности или необъективности в соотношении с результатом труда. У человека возникает повышенное внимание к справедливости (несправедливости) его оплаты. Работнику важно понять причинно-следственные связи, поэтому для эффективного управления сотрудником об этом необходимо помнить.

Нематериальные мотиваторы: сотрудник придаёт огромное значение определённости и структурированности труда, понятным критериям оценки работы. Для специалиста важно, как оценивается его труд, насколько критерии, с его точки зрения, объективны. Для человека необходимы отчётливые обязанности, конкретно поставленные задачи.

Межличностные отношения. Сюда относят заинтересованность в хороших отношениях с коллегами, корпоративные праздники, поздравления с днём рождения, совместные выезды на природу, доброжелательный коллектив.

Признание и статус. Важны заинтересованность в получении работы в компаниях с известным именем, название должности, расположение организации в престижном месте.

Автономность, творчество и рост. Сюда относят желание иметь самостоятельный участок работы, возможность контролировать себя, ставить цели, выбирать способы реализации поставленных задач, минимальное количество начальников и руководящих указаний, гибкий график работы, возможности для проявления творчества, терпимость компании к риску и потенциальным ошибкам, наличие вероятности обучения.

Следует помнить, что мотивация карьеры очень важна. Большинство кандидатов, претендующих на вакансию в коммерческой структуре, в том или ином контексте говорят о стремлении к росту.

Очень часто соискатели смешивают представления о карьерных перспективах с ростом дохода, профессиональным совершенствованием, стабильным положением на рынке труда.

Залог эффективного труда сотрудника — максимально возможное совпадение его индивидуальных мотивов с целью и мотивами как коллектива, в котором он работает, так и руководства предприятия.

В реальной жизни один и тот же фактор можно использовать для удовлетворения различных потребностей человека. Однако выявить или диагностировать потребности человека весьма проблематично, психологи и управленцы ещё не придумали такого инструментария. В психологии существует такое представление, что человек — существо, зависимое от коллектива и ситуации. Тогда мотивационная программа должна выстраиваться на механизмах коллективного взаимодействия и корректироваться исходя из ситуации.