Общественная организация

Мой ребёнок посещает детский сад (Центр развития ребёнка). Заведующая при детском саде организовала общественную организацию, которая якобы оказывает за «дополнительную плату» дополнительные услуги. В первую очередь это — ремонт, игрушки и дополнительная плата персоналу (который одновременно является и работниками детского сада и работниками общественной организации). Т.е. ничего, кроме покупки игрушек на мои же деньги я не получала, а платить приходилось. Единственное, что держало, так это то, что группы эти (платные 3 из 10 групп сада) у заведующей «проведены» как «разновозрастные» и в них всего по 15–16 детей (в остальных по 30). Я отказалась от платных «дополнительных услуг», и моего ребёнка перевели в другую группу. Законны ли эти действия? Можно ли в детском саду предоставлять «платные дополнительные (необразовательные) услуги»? Почему отказ от услуг общественной организации влечёт за собой перевод из одной группы в другую? Заведующая детского сада и председатель ОО — одно лицо. Может ли заведующая детским садом получать зарплату одновременно в детском саду и в ОО? 
Марина, г. Междуреченск
Создание некоммерческой организации осуществляется в порядке, предусмотренном ГК РФ, Федеральным законом от 12 января 1996 г. № 7–ФЗ (ред. от 01.12.2007) «О некоммерческих организациях», Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 129–ФЗ (ред. от 01.12.2007) «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», а также рядом специальных законов об отдельных видах некоммерческих организаций. 
Правовой процесс создания некоммерческой организации в качестве субъекта права включает в себя несколько этапов: принятие решения учредителем о создании соответствующей некоммерческой организации; утверждение устава; принятие решения Федеральной государственной службой о создании НО (данный этап создания предусмотрен в отношении таких организационно-правовых форм некоммерческих организаций, как общественные объединения, общины коренных малочисленных народов РФ, некоммерческие партнёрства, частные учреждения, автономные некоммерческие организации, фонды, ассоциации и союзы, религиозные организации); государственную регистрацию. Однако, действующее законодательство не даёт чёткого ответа на вопрос, с какого момента любая некоммерческая организация считается созданной. Так, Федеральный закон «О некоммерческих организациях» различает момент создания некоммерческой организации (п. 2 ст. 13: «Создание некоммерческой организации... осуществляется по решению учредителей /учредителя/) и момент приобретения ею прав юридического лица (п. 1 ст. 3: «Некоммерческая организация считается созданной, как юридическое лицо, с момента её государственной регистрации в установленном законом порядке»). В ч. 4 ст. 3 ФЗ от 19 мая 1995 г. № 82–ФЗ (ред. от 02.02.2006) «Об общественных объединениях» предусматривается возможность существования общественных объединений без государственной регистрации и приобретения прав юридического лица. 
По закону возможно существование некоммерческих организаций, которые создаются решением учредителей и функционируют в соответствии со своими целями без государственной регистрации. Права же юридического лица некоммерческая организация приобретает только с момента её государственной регистрации. Как указывается в юридической литературе, до государственной регистрации некоммерческая организация может существовать, если она не преследует цели, запрещённые законом, но, не обладая статусом юридического лица, не вправе вступать в правоотношения гражданско-правового характера.
Для начала, Вам нужно выяснить какие действия по созданию организации были предприняты заведующей, была ли данная организация зарегистрирована в вышеуказанном порядке. Если данная организация зарегистрирована в установленном законом порядке, то документами должен регламентироваться «круг деятельности», на основании которой Вы можете сделать выводы о правомерности действий заведующей. 
К платным образовательным услугам, предоставляемым государственными и муниципальными образовательными учреждениями, не относятся: снижение установленной наполняемости групп; деление их на подгруппы при реализации основных образовательных программ; реализация основных общеобразовательных программ; факультативные, индивидуальные и групповые занятия, отведённые в основных общеобразовательных программах. Привлечение на эти цели средств потребителей не допускается.
Как видно из вышесказанного, заведующая также не имеет права требовать оплату перевода из группы в группу, оплату за проведение занятий, целью которых является реализация поставленных общеобразовательных программ. 
Право граждан на объединение включает в себя право создавать на добровольной основе общественные объединения для защиты общих интересов и достижения общих целей, право вступать в существующие общественные объединения либо воздерживаться от вступления в них, а также право беспрепятственно выходить из общественных объединений.
Вступление в общественную организацию является добровольной инициативой отдельного гражданина, заведующая не может принудить вступить Вас в данную организацию, тем самым у неё нет никакого права при Вашем отказе в получении такого рода услуг переводить Вашего ребёнка из одной группы в другую, а также совершать иные действия, ущемляющие права Вашего ребёнка на получение дошкольного образования.
                                                                                                 КУКУШКИНА Ольга Михайловна