И РАСХОДЫ СОКРАТИТЬ, И СОТРУДНИКОВ НЕ РАСТЕРЯТЬ
Дно кризиса, по прогнозам специалистов, ожидалось
в марте. Пока сложно сказать достигнута ли эта самая «страшная
точка» кризиса, и начнётся ли в ближайшее время рост экономики.
Ответа на этот вопрос не знает никто.
Ситуация на рынке труда остаётся пока достаточно сложной и даже
размытой. Работодатели все ещё боятся набирать в свои ряды новых
сотрудников, потому что нет твёрдой уверенности в том, что они
будут в состоянии оплачивать их труд. Мнений относительно ситуации
на рынке труда много. Одни пессимистично ждут сокращений, другие
сидят на своих рабочих местах, утверждая, что проблема раздута.
Правы и те, и другие. Вокруг только и слышно, что кто-то потерял
работу. Но, с другой стороны, страсти так бурно «кипят» благодаря
средствам массовой информации. Естественно, это порождает панику не
только среди обычных людей, но и среди работодателей. И сегодня,
наверное, с трудом отыщешь человека, который похвастается
стопроцентной уверенностью в завтрашнем дне.
Перед руководителями стоит сложнейшая задача — и расходы сократить,
и сотрудников не растерять. Ведь только трудоспособная и сплочённая
команда способна сообща вывести компанию из кризиса с наименьшими
потерями, а может даже с прибылью.
Даже сохраняя штат сотрудников, работодатели вынуждены лишать
оставшихся работников значительной доли месячного дохода,
всевозможных доплат, бонусов, премий. Как же в такой ситуации
мотивировать персонал, ведь не секрет, что люди очень подавлены и
испытывают психологический дискомфорт. Для каждого сотрудника важна
моральная поддержка руководства. Каждый сотрудник в большей или
меньшей мере задумывается о собственных перспективах. И достаточная
часть прекрасно осознаёт, что следующим в очереди на сокращение
может оказаться именно он. Вряд ли подобное состояние может
замотивировать специалиста на эффективную работу, да и часто это
просто невозможно. В кризисный период далеко не всегда сотрудник
имеет шанс проявить себя наилучшим образом. Большинство компаний
сегодня просто не в состоянии предоставить своим работникам такие
возможности.
Как же помочь сотрудникам отвлечься от негативных мыслей о кризисе
и настроиться на продуктивную работу за меньшую зарплату? Как
сохранить «костяк» лучших работников?
Информация о любых событиях в компании должна быть доступной и
открытой, работники имеют право знать
о происходящих изменениях. Искренность руководства, открытость и
доступность информации о грядущих планах по преодолению кризиса не
только полезный, но и необходимый шаг. Отсутствие информации «из
первых уст» порождает зачастую необоснованные слухи и
дискредитирует руководство, в коллективе появляется раздражение и
чувство униженности. Такая ситуация вряд ли будет способствовать
росту показателей эффективности работы, скорее наоборот. Как
следствие, у всего коллектива начинается паника и возникает
неуверенность в завтрашнем дне.
Осведомлённость о планах руководства по выходу из сложившейся
сложной ситуации повысит лояльность коллектива к руководству
компании. Рядовым сотрудникам очень важно знать, что они не одни в
своей проблеме, что их активно поддерживают управленцы.
И, конечно, не стоит забывать об индивидуальной материальной
стимуляции персонала. Для одной категории специалистов это может
быть краткосрочная бонусная система. Для других — неукоснительное
выполнение руководством компании обязательств по размеру и срокам
выплаты заработной платы.
Предприняв подобный комплекс мер по мотивации персонала,
руководитель компании имеет высокие шансы преодолеть кризис без
серьёзных кадровых потерь. Главное — оставаться людьми и быть
внимательнее друг к другу, тогда никакие кризисы не
страшны.
Евгения Плиско