И РАСХОДЫ СОКРАТИТЬ, И СОТРУДНИКОВ НЕ РАСТЕРЯТЬ

Дно кризиса, по прогнозам специалистов, ожидалось в марте. Пока сложно сказать достигнута ли эта самая «страшная точка» кризиса, и начнётся ли в ближайшее время рост экономики. Ответа на этот вопрос не знает никто. 
Ситуация на рынке труда остаётся пока достаточно сложной и даже размытой. Работодатели все ещё боятся набирать в свои ряды новых сотрудников, потому что нет твёрдой уверенности в том, что они будут в состоянии оплачивать их труд. Мнений относительно ситуации на рынке труда много. Одни пессимистично ждут сокращений, другие сидят на своих рабочих местах, утверждая, что проблема раздута. Правы и те, и другие. Вокруг только и слышно, что кто-то потерял работу. Но, с другой стороны, страсти так бурно «кипят» благодаря средствам массовой информации. Естественно, это порождает панику не только среди обычных людей, но и среди работодателей. И сегодня, наверное, с трудом отыщешь человека, который похвастается стопроцентной уверенностью в завтрашнем дне.
Перед руководителями стоит сложнейшая задача — и расходы сократить, и сотрудников не растерять. Ведь только трудоспособная и сплочённая команда способна сообща вывести компанию из кризиса с наименьшими потерями, а может даже с прибылью. 
Даже сохраняя штат сотрудников, работодатели вынуждены лишать оставшихся работников значительной доли месячного дохода, всевозможных доплат, бонусов, премий. Как же в такой ситуации мотивировать персонал, ведь не секрет, что люди очень подавлены и испытывают психологический дискомфорт. Для каждого сотрудника важна моральная поддержка руководства. Каждый сотрудник в большей или меньшей мере задумывается о собственных перспективах. И достаточная часть прекрасно осознаёт, что следующим в очереди на сокращение может оказаться именно он. Вряд ли подобное состояние может замотивировать специалиста на эффективную работу, да и часто это просто невозможно. В кризисный период далеко не всегда сотрудник имеет шанс проявить себя наилучшим образом. Большинство компаний сегодня просто не в состоянии предоставить своим работникам такие возможности. 
Как же помочь сотрудникам отвлечься от негативных мыслей о кризисе и настроиться на продуктивную работу за меньшую зарплату? Как сохранить «костяк» лучших работников? 
Информация о любых событиях в компании должна быть доступной и открытой, работники имеют право знать 
о происходящих изменениях. Искренность руководства, открытость и доступность информации о грядущих планах по преодолению кризиса не только полезный, но и необходимый шаг. Отсутствие информации «из первых уст» порождает зачастую необоснованные слухи и дискредитирует руководство, в коллективе появляется раздражение и чувство униженности. Такая ситуация вряд ли будет способствовать росту показателей эффективности работы, скорее наоборот. Как следствие, у всего коллектива начинается паника и возникает неуверенность в завтрашнем дне. 
Осведомлённость о планах руководства по выходу из сложившейся сложной ситуации повысит лояльность коллектива к руководству компании. Рядовым сотрудникам очень важно знать, что они не одни в своей проблеме, что их активно поддерживают управленцы. 
И, конечно, не стоит забывать об индивидуальной материальной стимуляции персонала. Для одной категории специалистов это может быть краткосрочная бонусная система. Для других — неукоснительное выполнение руководством компании обязательств по размеру и срокам выплаты заработной платы.
Предприняв подобный комплекс мер по мотивации персонала, руководитель компании имеет высокие шансы преодолеть кризис без серьёзных кадровых потерь. Главное — оставаться людьми и быть внимательнее друг к другу, тогда никакие кризисы не страшны. 
                                                                                                                                                          Евгения Плиско