СОБЕСЕДОВАНИЕ: ВАЖНА КАЖДАЯ ДЕТАЛЬ
Новое место работы всегда начинается с собеседования. Чтобы успешно
пройти собеседование к нему нужно тщательно подготовиться и все
продумать: от Вашего костюма до момента прощания.
Узнайте о компании, в которую Вас пригласили как можно больше:
специфику деятельности, время существования на рынке, отношения с
конкурирующими компаниями. Информацию можно найти как в Интернете,
газетах и на местных телеканалах, так и во всевозможных электронных
и печатных справочниках. Собрав все данные о компании, в которую Вы
собираетесь на собеседование, определите тактику поведения.
Подберите одежду, в которой Вы пойдете на столь важную встречу.
Одежда должна быть сдержанной в деловом стиле, цвета не должны быть
яркими. И мужчины, и женщины вполне могут прийти на встречу в
строгих, деловых костюмах. Женщинам не следует надевать прозрачные
блузки, короткие юбки или платья. Ваша одежда должна быть чистой и
опрятной. Не переусердствуйте с туалетной водой, дезодорантами и
духами. Обувь должна быть чистой и ухоженной. Волосы должны быть
аккуратно уложены или причесаны. Женщинам не следует злоупотреблять
ювелирными украшениями или косметикой.
На собеседование очень важно прийти вовремя. Лучше, если у Вас в
запасе будет 10–15 минут, чтобы спокойно раздеться, привести себя в
порядок и приглядеться к незнакомой обстановке. Пока Вы будете
ожидать приглашения войти, понаблюдайте за тем, как общаются
сотрудники компании, как обращаются друг к другу, в какой манере
разговаривают, как они одеты.
В каждой компании своя система приема на работу сотрудников: в
одних компаниях собеседование проводит только специалист отдела
кадров и сам принимает решение о приеме на работу соискателя, в
других кроме кадровика, с соискателем беседует директор компании и
только после этого принимается решение о судьбе потенциального
сотрудника.
Пока будете ожидать приглашения войти, уточните у секретаря имя
человека, с которым Вам предстоит беседовать. Когда войдете,
обязательно поприветствуйте собеседника, не спешите садиться —
осмотритесь, почувствуйте обстановку, в которую Вы попали. Если Вам
предложили сесть на конкретное место — стул (кресло), это вовсе не
означает, что его нельзя передвинуть, так как Вам будет удобнее.
Очень важно показать, что Вы уверены в себе и способны сами
варьировать ситуацию. В противном случае Вас примут за исполнителя,
неспособного принимать решения.
Итак, Вы удобно устроились на предложенном месте, после этого Вам
начнут задавать вопросы. Иногда кадровики, даже имея перед собой
Ваше резюме, попросят рассказать о себе. Не теряйтесь и ни в коем
случае не говорите фразы типа: «Там же все написано» или «А что
рассказывать?». Заранее подготовьтесь к этому вопросу, заранее
составьте краткий и лаконичный рассказ о себе. В самопрезентации не
стоит вдаваться
в детальные подробности и перескакивать с одного на другое — в
голове у Вас должен быть четкий план, что и в какой
последовательность говорить. Расскажите вкратце о своем
образовании, о раз-
витии трудовой карьеры, акцентируя внимание на успехах и
достижениях. В конце можете назвать Ваши сильные стороны и
позитивные личные качества. Скорее всего, в финале Вашего
повествования Вам зададут вопрос: «Почему Вы ушли с последнего
места работы?». Будьте готовы к этому вопросу, и если
заинтересованы в положительном исходе собеседования, то не стоит
рассказывать страшилки про «начальника-самодура» — во-первых, это
не этично, а во-вторых, это даст повод думать плохо о Вас, а не о
Вашем начальнике (даже если он действительно законченный самодур!).
Какой бы ни была причина Вашего увольнения, нужно сообщить о ней
правильно, не навредив своей репутации.
Если на предыдущем месте работы Вас что-то не устраивало (характер
работы, график, уровень заработной платы), не спешите называть все
эти причины, ведь кадровик сравнит все Ваши недовольства с
условиями предлагаемой вакансии. Назовите несколько причин, которые
неприменимы к Вашей вакансии. Вы же не хотите, чтоб специалист
отдела кадров счёл вакансию неподходящей для Вас!
Вас могут спросить: «Чего Вы ждете от новой работы?». Отвечая на
этот каверзный вопрос, помните о своих возможностях и возможностях
компании. Если Вы ответите, что у Вас есть потребность в
профессиональном и карьерном росте, в то время как претендуете на
должность офис-менеджера, то Вашу кандидатуру могут отмести, решив,
что Вам быстро станет скучно на этой работе.
Едва ли работодателя заинтересует кандидат, для которого на первом
месте окажется вопрос заработной платы. Такой человек легко
променяет одну компанию на другую из-за пары тысяч рублей— разве
таких людей мечтают видеть в своих штатах работодатели?
В процессе беседы специалист отдела кадров будет выяснять — есть ли
у Вас вредные привычки (курение, алкогольная или наркотическая
зависимость), хотя уже по Вашему внешнему виду опытный кадровик
сделает выводы. Если Вы скажете, что любите посидеть в баре за
кружкой пива — это вряд ли воодушевит Вашего собеседника. Курение —
более безобидный порок. Тем не менее, некурящему человеку тяжело
будет работать в курящей команде. Лучше уже на собеседовании
выяснить,
как обстоят дела с курением в коллективе. Курящему тоже лучше
сказать о своей привычке.
Если Вы привыкли на предыдущей работе дымить в компании коллег, то
в некурящем коллективе Вам придётся приучаться к новым
правилам.
Вас обязательно спросят – с кем Вы будете оставлять детей во время
болезни. Просто будьте готовы представить ситуацию в наиболее
благоприятном свете — есть бабушка, дети уже взрослые и т.п.
Некоторые рекрутеры, наоборот, считают, что наличие семьи говорит о
серьёзности и ответственности человека. Если у Вас семьи нет, лучше
в ответ на соответствующий вопрос сказать о серьёзности отношений с
нынешней второй половиной.
Сегодняшние работодатели часто выясняют местожительство, чтобы
определить, удобно ли Вам будет ездить на работу. Но в
действительности их волнует не Ваш комфорт, а то, будете ли Вы
опаздывать, сможете ли задерживаться на работе и не захотите ли её
сменить, устав от дальних поездок. Если ездить придётся за
тридевять земель, сразу объясните, почему Вас это не смущает. Может
быть, от Вашего дома ходит удобный автобус или Вы водите
машину.
Важно быть готовым ответить на вопрос о том, какие у Вас есть
слабые качества. Ответ: «Я слишком добрый, ответственный и близко
принимающий всё к сердцу сотрудник», — у интервьюера вызовет лишь
улыбку. Заранее ознакомьтесь с теми требованиями, которые есть к
вакансии, и назовите те свои «отрицательные» качества, которые Вам
не повредят на будущей работе.
Когда Вас просят сформулировать свою позицию в отношении какого-то
вопроса, подумайте, что бы на Вашем месте ответил идеальный
кандидат на эту вакансию. Не забывайте подкорректировать свою точку
зрения по любому вопросу с учетом интересов будущего
работодателя.
К любому собеседованию нужно тщательно готовиться: изучить
требования, характер предстоящей работы, а также получить максимум
информации о компании-работодателе. Продумайте ответы на возможные
вопросы работодателя, идите на собеседование в хорошем настроении и
будьте уверены в себе и откровенны с работодателем! Это позволит
Вам успешно пройти собеседование и устроиться на новую работу!