СКОЛЬКО ПРОФЕССИЙ ИНТЕРЕСНЫХ И РАЗНЫХ…

«Задача образования не в том, чтобы дать молодёжи совершенное знание одной из наук, а в том, чтобы дать развитие уму. Никто не обязан знать все».
Джон Локк.

Сегодня, в век информационного общества и технологий, проблема выбора профессии — одна из наиважнейших, с которыми приходится сталкиваться старшеклассникам. Выбирая профессию, о чём мы думаем, прежде всего? Прежде всего, о том, нравится ли нам та или иная профессия, работа. Интересна ли она нам? Потом — достаточно ли наших способностей, чтобы заниматься ею. Затем мы обдумываем, как обстоят дела на рынке труда, может быть профессия, привлекающая нас, не требуется в обществе. И мы просто не найдём работы.
Сделать хороший выбор профессии — это значит, выбрать такую работу, которая нужна обществу, то есть востребована на рынке труда это во-первых, во-вторых, она должна быть доступной и посильной для вас. И, наконец, способна приносить вам радость, удовлетворение. Коротко формулу хорошего выбора можно выразить тремя словами: «нужно», «могу», «хочу». А сверхзадача выбора профессии — это в выбранном деле максимально реализовать себя, свои способности, силы, интересы. Но как же быть, если родители настаивают на карьере экономиста, ты мечтаешь стать юристом, а учителя давно говорят о твоём литературном таланте? Существует два способа выбора профессии. Один —метод «проб и ошибок», когда поиски проходят в слепую, и ты пробуешь себя в различных сферах деятельности до тех пор, пока не найдёшь ту единственную профессию, которая будет приносить не только средства к достойному существованию, но и радость от самого процесса работы. На это может уйти уйма времени, да и то, если повезёт. Но можно поступить иначе: прежде всего, надо изучить самого себя — свои интересы и склонности, особенности мышления, памяти, внимания и т.д. Также необходимо узнать и требования профессии к человеку, а затем, соотнести их со своими особенностями. Уже на протяжении пятнадцати лет в Школе профессиональной карьеры как раз и занимаются тем, что помогают подросткам попробовать свои силы не в одной области знаний, а в нескольких. Основные задачи ШПК — формирование у подростка способностей соотносить свои индивидуально-психологические особенности и возможности с требованиями выбираемой профессии, а также его личностное развитие.
Так, на занятиях ребята узнают не только много нового и интересного о той или иной профессии теоретически, но и практически — пробуют свои силы в роли журналистов: проводят социологические опросы на улицах города, берут интервью, выпускают газету, собирают и обрабатывают информацию для новостей на радио и многое другое. Выступают в качестве экономистов: составляют проекты бизнес-планов, создают собственные фирмы, пробуют свои силы в роли руководителей, бухгалтеров и т.д. Как представители правовых органов работают с гражданскими и уголовными делами, знают свои права и обязанности, а также умеют их защищать.
Сегодня Россия является деловым партнёром многих зарубежных стран и поэтому ребятам просто необходимо владеть иностранным языком. И уж конечно в наши дни нельзя обойтись без знаний в области психологии.
Для определения профессиональных интересов предлагаются не стандартные уроки, оценки и домашнее задания, а деловые игры, творческие задания, экскурсии, тренинги, социологические опросы.
Ошибки при выборе профессии:
1. Отношение к выбору профессии какк неизменному.
В любой сфере деятельности происходит смена занятий, должностей по мере роста квалификации человека. Нужно быть готовым к тому, что придётся регулярно повышать профессионализм, осваивать смежные специальности.
2. Мифы о престижности профессии.
Есть мнение, что некоторые важные для общества профессии считаются недостойными, например, профессия дворника. Но слесарь или грузчик, не менее полезен обществу, чем экономист или психолог.
3. Выбор профессии под влиянием или давлением.
Профессию нужно выбирать исключительно по своему «вкусу» и «размеру» так же, как одежду и обувь.
4. Перенос отношения к человеку, представителю той или иной профессии, на саму профессию.
При выборе профессии надо учитывать прежде всего особенности данного вида деятельности, а не выбирать профессию только потому, что нравится или не нравится человек, который занимается данным видом деятельности.
5. Увлечение только внешней или какой-нибудь частной стороной профессии.
За лёгкостью, с которой актёр создаёт на сцене образ, а журналист вещает с экрана, стоит напряжённый, будничный труд.
6. Устарелые представления о характере труда.
В наш век активного внедрения современных технологий во все профессии, и, прежде всего в рабочие, что повышает культуру труда. А компьютер внедряется абсолютно все сферы деятельности — вплоть до животноводства.
8. Неумение или нежелание разбираться в своих личностных качествах: склонностях способностях.
Разобраться в себе можно, прибегнув к помощи профконсультантов, родителей, учителей, товарищей. Полезными также могут оказаться психологические тесты, а также статьи и публикации на тему популярной психологии. Однако следует помнить, что тесты — это только активизация деятельности по самопознанию, самонаблюдению и самоанализу, а не выдача готового ответа на вопрос о том, кем быть.
9. Незнание своих физических особенностей , существенных при выборе профессии.
Существуют профессии, которые могут быть противопоказаны, т.к. они могут ухудшить состояние здоровья. Таких профессий немного и к ним относятся, в основном, те, в которых требуется длительное напряжение тех или иных физиологических систем. Компьютерщики сильно напрягают глаза, а лётчики — сердце.