ПУТЬ К ПРОФЕССИИ: КУРСЫ, ТРЕНИНГИ, СЕМИНАРЫ
Около 30% работающих граждан России трудятся не по
специальности. Ещё столько же специалистов признаются, что для
качественного выполнения производственных обязанностей им не
хватает квалификации.
Такие данные обнародовал Всероссийский центр изучения общественного
мнения (ВЦИОМ) после проведённого исследования, целью которого было
выяснить, насколько популярно в России дополнительное образование.
Количество людей, испытывающих потребность в переквалификации и
повышении квалификации, увеличивается. Анализ набора слушателей в
бизнес-школах и учебных центрах показывает, что возрастает
популярность краткосрочных программ обучения.
Краткосрочными считаются программы, длящиеся от одного дня до
нескольких месяцев: курсы, тренинги, семинары.
Семинары используются в первую очередь, когда
стоит задача совместного обсуждения проблемы, выработки общих
решений или поиска новых идей. Наиболее известны и популярны такие
мероприятия, как корпоративный семинар для развития корпоративной
культуры, стратегические сессии, мозговой штурм. На рынке услуг
предлагаются семинары по очень конкретным проблемам, возникающим в
компаниях. Например, с приглашёнными экспертами можно обсудить
проблемы сбора долгов, оптимизацию документооборота, управленческий
учёт.
Есть спрос и, естественно, предложение на очень узкие
профессиональные вопросы: среди работников бухгалтерии — семинары
по вопросам налоговой сферы, для работников кадровых служб
актуальны вопросы по трудовому законодательству, и т.д. У новых
сотрудников на предприятиях, как правило, возникает множество
профессиональных вопросов, а семинары помогают им получить на них
ответы.
Тренинги главным образом
используются для развития конкретных управленческих и коммерческих
навыков: управление исполнением, планирование, делегирование,
мотивирование, тайм-менеджмент, эффективные продажи, переговоры,
презентация. Посредством тренингов также можно повысить личную
эффективность сотрудников — ориентацию на результат,
стрессоустойчивость, управление конфликтами, коммуникативные
навыки, лидерство.
На тренингах более 70% времени посвящено деловым играм и их
анализу, а также закреплению наиболее эффективных стратегий
поведения в типичных деловых ситуациях. Главное преимущество
тренинга перед семинаром — это то, что бизнес-тренинг позволяет
обеспечить максимальную активность слушателей. При умелом
использовании различных методов и их сочетаний тренер может
добиться высокого уровня запоминания и обеспечить необходимую
степень эффективности мыслительных процессов участников тренинга,
что способствует долгосрочному запоминанию теоретического материала
и развитию практических навыков. Повышению действенности тренингов
способствует применение видеоаппаратуры, когда участники могут
анализировать видеозапись
деловых игр.
Курсовая система обучения
основана на строгом графике учебного процесса, распределения всех
учебных дисциплин, соотношения теоретической и практической работы.
В бизнес-образовании курсовая подготовка может занимать временной
период от нескольких недель до нескольких месяцев — в зависимости
от изучаемой дисциплины. Данная форма эффективна для корпоративного
обучения. Например, в связи с массовой компьютеризацией возникает
потребность в курсе «Пользователь Персонального Компьютера». Также
пользуются спросом в крупных организациях курсы для топ-менеджеров
и руководителей среднего звена: «Управление персоналом»,
«Менеджмент», «Кадровый резерв» и др.
Но, перед тем как направлять сотрудников на обучение, рекомендуется
проводить диагностику (оценку) персонала. В ходе диагностики
определяют, кому из сотрудников необходимо повысить квалификацию,
какие потребности в обучении на данном предприятии существуют и
какие методы наиболее эффективны для обучения. Данным вопросом
занимаются консалтинговые службы. На основе правильно проведённой
диагностики потребностей для предприятий составляется
индивидуальный подход в обучении персонала.
Содержанием обучения могут быть как узкоспециальные
профессиональные знания, управленческие и коммерческие навыки, так
и корпоративные ценности.
На сегодняшний момент приобретает популярность дистанционная форма
обучения — посредством Интернета, когда обучаемые выполняют
определённые задания и проходят тестирование на сайте обучающей
организации, после чего по почте получают официальный документ о
квалификации.
Возможны разные способы организации обучения — силами внутренних
специалистов и менеджеров, силами внутреннего тренера, с
приглашением внешних преподавателей, тренеров, экспертов. Компании
обычно используют смешанные формы обучения, а крупные организации
создают для себя собственные учебные центры.
Таким образом, форм и методов обучения много. В настоящее время
руководители предприятий выбирают комплексный подход в обучении
персонала, т.е. и семинары, и тренинги, и курсы. Это позволяет
получить более полные знания по различным направлениям: недостатки
одной формы обучения перекрываются другой формой.
Материал подготовлен пресс-службой УДЦ
«Динком»