В БИЗНЕСМЕНЫ Я ПОЙДУ…
Под бизнесом (англ. Business — дело,
предпринимательство, торговля, коммерция) понимается
финансово-экономическая и любая другая деятельность, направленная
на достижение определённых положительных результатов
(прибыли).
Бизнесом называют коммерческие сделки и другие хозяйственные
операции, а также деловую жизнь в целом, коммерческие круги,
экономическую работу вообще (в отличие от занятий человека в
области политики, культуры и т.д.). Поэтому для осуществления
успешной деятельности в современных условиях получение
бизнес-образования необходимо менеджерам, специалистам, занятым в
различных областях народного хозяйства (промышленность,
строительство, транспорт, образование, наука, торговля, различные
виды сервиса).
Бизнес-образование, т.е. обучение людей знаниям и навыкам,
необходимым для работы в коммерческих компаниях, других
организациях в условиях конкуренции, как на внутреннем, так и на
внешнем рынке, возникло в нашей стране в конце 80-х годов прошлого
века. Востребованность бизнес-образования была обусловлена в первую
очередь быстро расширяющимся негосударственным сектором экономики.
Это породило потребность в специалистах, обладающих иными, чем в
прежние времена (в условиях государственного регулирования
экономики), «рыночными» знаниями и навыками.
Формирование системы бизнес-образования в России происходило в 90-е
годы прошлого века и окончательно не завершено и в настоящее время.
Тогда, в начале 90-х годов, положение в этой области было весьма
острым, так как сфере образования катастрофически не хватало
практических знаний и навыков. Специалистов в области бизнеса надо
было срочно готовить, а учить их практически по понятным причинам
было некому. Однако всё же в процессе преобразований в экономике и
других областях возникло два «потока» в бизнес-обучении.
Первый был представлен государственными вузами, которые пытались
ввести в свои программы «рыночные» дисциплины. Силами
преподавателей политэкономии и других общественных наук вводились
новые дисциплины: менеджмент, маркетинг, биржевое дело и другие,
впервые выпускались переводные издания, создавались новые учебные
пособия. На этом этапе зачастую сами преподаватели имели весьма
смутное представление о своих предметах, познания их были крайне
теоретичны и преобладало механистическое заимствование зарубежных
концепций, зачастую малопонятных студентам, что приводило к
приобретению довольно формальных и фрагментарных знаний,
значительно оторванных от российских реалий.
Другой поток шёл от практики. Стихийно появлялись школы, курсы по
обучению наиболее дефицитным специальностям в области бизнеса,
которые организовывали люди без опыта преподавания, но освоившие
необходимые знания в процессе собственных занятий бизнесом. За
короткий срок (месяцы, недели и даже дни) любой желающий за
умеренную плату мог освоить основы бухгалтерского учёта или
«менеджмента». В отличие от официальных выпускников вузов
(получавших лишь набор теоретических знаний), выпускники подобных
курсов приобретали более необходимую для работы в сфере бизнеса
информацию.
Сейчас, обучая свой персонал, руководители мотивируют его к
дальнейшей работе на предприятии, повышают уровень профессионализма
и компетенции сотрудников. Ведь без высококлассных специалистов и
управленцев организация не может двигаться вперёд — это истина,
которая не нуждается в доказательствах. Одновременно при
выращивании профессионального коллектива повышается
конкурентоспособность данного предприятия, фирмы, закрепляются
позиции на рынке.
Выпускник, да и любой потенциальный работник, получая
дополнительное бизнес-образование, повышает стоимость своих услуг
на рынке труда, т.е. обретает возможность устроиться на более
перспективную и высокооплачиваемую работу. В наши дни это особенно
актуально в связи с нехваткой квалифицированных кадров во многих
компаниях.
В настоящее время существует большой спрос на краткосрочные
образовательные курсы. Следовательно, повышается и количество
учебных центров, где можно получить дополнительное
бизнес-образование по различным специальностям. Главное — это
правильно выбрать учебное заведение (чтобы получить качественное
образование). Важно при выборе места учёбы обращать внимание на
следующее моменты:
• Лицензия (без лицензии сертификат, который выдаётся по окончанию
обучения, не имеет силы);
• Преподавательский состав;
• Формы и методы обучения (актуальность и качественность программ
обучения);
• Период существования на рынке;
• Клиенты — слушатели данного центра;
• Техническое оснащение аудиторий и сервис.
Знание, по известному афоризму Ф.Бэкона, действительно является
реальной силой и выступает весомым фактором успешного бизнеса. Все
бизнесмены и предприниматели заинтересованы в том, чтобы в
хозяйственной практике чаще применялись разумные решения. Ощущение
недостаточности существующих правил экономических институтов и
инструментов, частые просчёты и ошибки заставляют хозяйственников
пересматривать сложившиеся представления о том, как удержать своё
предприятие «на плаву», обеспечить его прибыльность и доходность. В
этой связи, очевидна потребность действующих предпринимателей и
подрастающего «рыночного» поколения в образовании, получении
знаний, необходимых для уверенного и эффективного
хозяйствования.
Материал подготовлен пресс-службой УДЦ
«Динком»