В БИЗНЕСМЕНЫ Я ПОЙДУ…

Под бизнесом (англ. Business — дело, предпринимательство, торговля, коммерция) понимается финансово-экономическая и любая другая деятельность, направленная на достижение определённых положительных результатов (прибыли).

Бизнесом называют коммерческие сделки и другие хозяйственные операции, а также деловую жизнь в целом, коммерческие круги, экономическую работу вообще (в отличие от занятий человека в области политики, культуры и т.д.). Поэтому для осуществления успешной деятельности в современных условиях получение бизнес-образования необходимо менеджерам, специалистам, занятым в различных областях народного хозяйства (промышленность, строительство, транспорт, образование, наука, торговля, различные виды сервиса).

Бизнес-образование, т.е. обучение людей знаниям и навыкам, необходимым для работы в коммерческих компаниях, других организациях в условиях конкуренции, как на внутреннем, так и на внешнем рынке, возникло в нашей стране в конце 80-х годов прошлого века. Востребованность бизнес-образования была обусловлена в первую очередь быстро расширяющимся негосударственным сектором экономики. Это породило потребность в специалистах, обладающих иными, чем в прежние времена (в условиях государственного регулирования экономики), «рыночными» знаниями и навыками.

Формирование системы бизнес-образования в России происходило в 90-е годы прошлого века и окончательно не завершено и в настоящее время. Тогда, в начале 90-х годов, положение в этой области было весьма острым, так как сфере образования катастрофически не хватало практических знаний и навыков. Специалистов в области бизнеса надо было срочно готовить, а учить их практически по понятным причинам было некому. Однако всё же в процессе преобразований в экономике и других областях возникло два «потока» в бизнес-обучении.

Первый был представлен государственными вузами, которые пытались ввести в свои программы «рыночные» дисциплины. Силами преподавателей политэкономии и других общественных наук вводились новые дисциплины: менеджмент, маркетинг, биржевое дело и другие, впервые выпускались переводные издания, создавались новые учебные пособия. На этом этапе зачастую сами преподаватели имели весьма смутное представление о своих предметах, познания их были крайне теоретичны и преобладало механистическое заимствование зарубежных концепций, зачастую малопонятных студентам, что приводило к приобретению довольно формальных и фрагментарных знаний, значительно оторванных от российских реалий.

Другой поток шёл от практики. Стихийно появлялись школы, курсы по обучению наиболее дефицитным специальностям в области бизнеса, которые организовывали люди без опыта преподавания, но освоившие необходимые знания в процессе собственных занятий бизнесом. За короткий срок (месяцы, недели и даже дни) любой желающий за умеренную плату мог освоить основы бухгалтерского учёта или «менеджмента». В отличие от официальных выпускников вузов (получавших лишь набор теоретических знаний), выпускники подобных курсов приобретали более необходимую для работы в сфере бизнеса информацию.

Сейчас, обучая свой персонал, руководители мотивируют его к дальнейшей работе на предприятии, повышают уровень профессионализма и компетенции сотрудников. Ведь без высококлассных специалистов и управленцев организация не может двигаться вперёд — это истина, которая не нуждается в доказательствах. Одновременно при выращивании профессионального коллектива повышается конкурентоспособность данного предприятия, фирмы, закрепляются позиции на рынке.

Выпускник, да и любой потенциальный работник, получая дополнительное бизнес-образование, повышает стоимость своих услуг на рынке труда, т.е. обретает возможность устроиться на более перспективную и высокооплачиваемую работу. В наши дни это особенно актуально в связи с нехваткой квалифицированных кадров во многих компаниях.

В настоящее время существует большой спрос на краткосрочные образовательные курсы. Следовательно, повышается и количество учебных центров, где можно получить дополнительное бизнес-образование по различным специальностям. Главное — это правильно выбрать учебное заведение (чтобы получить качественное образование). Важно при выборе места учёбы обращать внимание на следующее моменты:

• Лицензия (без лицензии сертификат, который выдаётся по окончанию обучения, не имеет силы);

• Преподавательский состав;

• Формы и методы обучения (актуальность и качественность программ обучения);

• Период существования на рынке;

• Клиенты — слушатели данного центра;

• Техническое оснащение аудиторий и сервис.

Знание, по известному афоризму Ф.Бэкона, действительно является реальной силой и выступает весомым фактором успешного бизнеса. Все бизнесмены и предприниматели заинтересованы в том, чтобы в хозяйственной практике чаще применялись разумные решения. Ощущение недостаточности существующих правил экономических институтов и инструментов, частые просчёты и ошибки заставляют хозяйственников пересматривать сложившиеся представления о том, как удержать своё предприятие «на плаву», обеспечить его прибыльность и доходность. В этой связи, очевидна потребность действующих предпринимателей и подрастающего «рыночного» поколения в образовании, получении знаний, необходимых для уверенного и эффективного хозяйствования.

Материал подготовлен пресс-службой УДЦ «Динком»