ГЕНЕРАЛЫ КАРЬЕРОВ

В сказаниях многих народов существуют сюжеты о страшных чудовищах, которые выходят из земных недр и своим появлением знаменуют конец света. Сегодня для разработки полезных ископаемых открытым способом используются настоящие монстры, но эти монстры механические и никого не пугают, а только поражают своими размерами и причудливостью конструкций.  

Говоря о карьерных самосвалах, в первую очередь вспоминаются «БелАЗы». БелАЗ – это огромный большегрузный карьерный самосвал, который вывозит породу с открытых угольных разрезов. Рядом с БелАЗом даже такой автомобиль как КамАЗ кажется мелким,
а люди – просто букашками. Но именно люди управляют этими гигантами.

Гиганты белорусского происхождения всегда были гордостью советского автомобилестроения. С каждой новой моделью их грузоподъемность и размеры росли, и сегодня машиностроители выпускают «БелАЗ-75600», способный принять в свой кузов 320 тонн породы. Сам гигант при этом весит 240 тонн. Карьерный самосвал «БелАЗ-75600» оборудован дизельным двигателем мощностью 3500 л.с., который вращает генератор, передавая ток на ведущие электродвигатели. Имеет электронную систему управления, трансмиссию с микропроцессорным устройством управления, централизованную систему смазки, систему комбинированного пожаротушения с автоматическим управлением, систему заднего и бокового видеообзора, двухместную кабину с системой безопасности, что обеспечивает высокий уровень безопасности и комфорта работы водителя, а также низкую трудоемкость технического обслуживания и ремонта.

«БелАЗ-75600» способен развивать скорость 64 км/ч – больше и не нужно, учитывая сложность управления подобной техникой и особенности грунтовых дорог. Впрочем, специальные электронные системы, управляющие гидроусилителями руля и тормозов, освобождают водителей от излишних усилий, так что главное для них – не зевать. И тем не менее работать водителем такого гиганта сложно прежде всего психологически, и по словам опытных водителей, управлять такой машиной может далеко не каждый. Даже водители меньших по размерам БелАЗов испытывают трудности адаптации, пересаживаясь на больший автомобиль. Эмоции примерно такие же, как если после велосипеда пересесть на грузовик.

Несмотря на то, что все современные самосвалы «упакованы» и «напичканы» разного рода электроникой и компьютерами, от водителей требуется огромная концентрация внимания. Кроме того, от водителей карьерных самосвалов требуется осторожность и аккуратность в каждом движении, ведь некоторые машины с грузом весят больше 500 тонн, а грунтовые дороги на карьерах, безусловно, имеют свои особенности: множество уклонов делают движение трудным и даже опасным особенно в гололед. Нужно обладать настоящим мастерством, чтобы удержать огромный автомобиль на дороге, потому что в случае аварии вытаскивать такой автомобиль большая морока: тросы по восемь-десять сантиметров толщиной, узлы на них весят десятки килограммов.

Есть еще одна большая опасность, с которой хоть раз за трудовой путь сталкивается каждый водитель – давление в шинах. Когда лопается шина, то в кабине вылетают стекла и даже двери, водитель получает контузию. Сейчас бортовые компьютеры «сообщают» водителю о давлении в шинах, но техника есть техника, и даже очень хорошая иногда преподносит неприятные сюрпризы.

Следить за такими автомобилями тоже непросто. Как, например, поменять или отремонтировать колесо весом 2700 килограммов и диаметром порядка 4 метров? Человеку не под силу осуществить замену или ремонт колеса (ведь чтобы просто забраться на него, используют канаты примерно такие, на каких работают высотники). Для обслуживания самосвалов есть специальные огромные боксы со специальной техникой для ремонта карьерной техники: колесосъемники, погрузчики, вулканизацонное оборудование для ремонта шин. В таких боксах работают целые бригады ремонтников.

Величественная машина БелАЗ. Вид из окна кабины как из окна третьего этажа. После проезда БелАЗа разрыхленная грунтовая дорога становится твердой и блестящей как асфальтовое покрытие. Можно предположить, что эта машина способна сделать с людьми. На водителе лежит огромная ответственность, когда он управляет таким автомобилем, ведь для того чтобы в случае необходимости остановить БелАЗ, пусть даже на скорости 40 км/ч потребуется 22 метра тормозного пути, а чтобы осуществить поворот нежно 16,5 метров площади. Люди, работающие в непосредственной близости с такой автомахиной, должны помнить, что обзор у водителя автомобиля усложнен его габаритами. На карьере, как правило, работает несколько десятков таких автомобилей и чтобы исключить столкновения, водители постоянно общаются друг с другом посредством раций, и каждый сообщает, в каком секторе находиться и куда направляется. Работа водителей усложняется сильным шумом и монотонностью движений, очень тяжело сохранять концентрацию внимания и ясность сознания при долгих затяжных подъемах, когда просто укачивает и клонит в сон.

Осваивать данную профессию желающих немало из-за кажущейся простоты получать неплохие деньги, но остаются в этой профессии, как правило, очень сильные и мужественные люди, способные выдержать «давление» карьерной техники. Стоит только встать рядом с карьерным самосвалом, чтобы понять, о каком давлении идет речь. Сложно представить, что такой махиной управляет один человек.

Профессия «водитель БелАЗа» несомненно сложная, интересная и очень ответственная, требующая от специалистов огромных психологических и моральных затрат.  

ПОРТРЕТ ПРОФЕССИИ

Суть профессии: управление многотонным карьерным самосвалом

Функциональные обязанности: вывозить породу с карьера, следить за показаниями компьютеров и электронных приборов, поддерживать хорошее техническое состояние автомобиля

Сфера деятельности: угольная промышленность

Требования к кандидату: образование не ниже среднетехнического, желательно связанное с угледобывающим или горным делом

Необходимые личные качества: стрессоустойчивость, внимательность, аккуратность, ответственность

Где обучиться профессии: в автошколе

Особенности профессии: длительные смены, порой до 12 часов в сутки, огромная психологическая нагрузка, постоянная концентрация внимания

Как сделать карьеру, с чего начать: получить права категории «С», наработать опыт не менее 2-х лет 

Востребованность на рынке труда: хорошие специалисты в данной области на вес золота

Ориентировочная заработная плата: от 30 тысяч рублей, зависит от опыта работы и выполнения плана перевозки породы        

Для справки:

Производитель «БелАЗов», Белорусский автомобильный завод, был построен в 1948 году. Первый карьерный самосвал БелАЗ-540 появился на свет в 1961 году, его грузоподъемность составляла около 40 тонн – по тем временам это было внушительно. Однако конструкторы продолжили совершенствовать свое детище в направлении увеличения его размеров, а главное, грузоподъемности.

В 1968 году «БелАЗы» могли перевозить уже 80 тонн груза, в 1978 – 100 тонн, в 1982 году – 170 тонн. «БелАЗ» 1990 года выпуска был рассчитан на груз 280 тонн. Первый супермощный грузовик «БелАЗ-75600» грузоподъемностью 320 т был создан в 2005 году. Сейчас он эксплуатируется в г.Кемерово на ОАО «Кузбассразрезуголь».

Кроме БелАЗов на Российских просторах трудятся карьерные самосвалы крупных мировых концернов Komatsu-Haulpak, Euclid-Hitachi, Terex, Kress и других. Но ключевую роль в обеспечении открытых горных работ России карьерными автосамосвалами играл и продолжает играть Белорусский завод, который сумел поднять научно-технический и производственный потенциал до уровня современных требований, предъявляемых мировым рынком карьерного автотранспорта.