БРОКЕР

Профессия брокера для России достаточно новая. Учитывая, что первые биржи появились в нашей стране сравнительно недавно, первым работникам биржи приходилось практически всему учиться самостоятельно, на своих ошибках.

В начале 90-х количество всевозможных бирж стремительно увеличивалась, новые направления в экономике притягивали огромное количество людей - как профессионалов, так и новичков. Если вспомнить 1992-93 годы, то чуть ли не в каждой студенческой группе можно было встретить людей, которые либо работали брокерами, либо имели какое-либо отношение к работе на бирже. Позже количество торговых площадок стало столь же стремительно сокращаться, как вначале росло. Они сменили свою ориентированность с товарного рынка на рынок финансовых инструментов. Информация о курсе доллара на ММВБ стала столь же привычной, как прогноз погоды на завтра. В этот период окончательно стала формироваться профессия брокера как профессионального посредника, работающего на финансовом рынке.

Для работы в российской финансовой системе требовалось все больше специалистов высокого уровня. Появились школы и курсы, занимающиеся подготовкой брокеров различных направлений. Также возникла система государственного лицензирования брокерской деятельности. Обучением брокеров обычно занимается сама биржа. Но даже наличие всех сертификатов и по сей день не гарантирует трудоустройства.

Работа брокера в основном заключается в том, что в биржевых торгах он непосредственно представляет интересы клиентов, т.е. по их поручениям выставляет заявки на покупку или продажу того или иного финансового инструмента (долговые обязательства, акции, фьючерсные контракты, валюта) по определенной цене и совершает сделки с другими брокерами или с биржей в зависимости от типа инструмента и от торговой системы. В основном сделки совершаются на счет клиента, и брокер может не иметь непосредственной финансовой заинтересованности в цене, по которой совершаются данные сделки. Но в реальной ситуации (в особенности в России) взаимоотношения брокера и клиента могут складываться по-разному, и в случае заинтересованности брокера возникает почва для различных злоупотреблений и финансовых махинаций. Так, в странах с развитой экономикой известны многочисленные судебные процессы над брокерами, которые умудрялись обманывать своих клиентов на многие миллионы долларов. Там развита серьезная система контроля за деятельностью брокерских фирм и биржевых посредников.

Вообще направленность российского фондового рынка на иностранных клиентов наложила и определенный отпечаток на требования, предъявляемые к данной профессии. Как правило, помимо хорошей реакции, памяти и умения быстро ориентироваться в ситуации на рынке, одним из основных требования является хорошее знание иностранных языков. Не помешает и хорошее знание математических дисциплин. Брокеру также неплохо обладать крепкими нервами, выдержкой и умением общаться с людьми. Это в особенности пригодится в спорных ситуациях, которые очень часто возникают на бирже. Так, в своих ошибках многие клиенты готовы в первую очередь винить брокера, и это зачастую приводит к серьезным конфликтам. Поэтому многие фирмы стараются как можно более четко регламентировать процедуру общения брокеров и клиентов.

Сейчас на основных российских биржах введена электронная система торговли, и брокеры вводят свои заявки в торговую систему с компьютера. Хотя раньше на МТБ были «торги с голоса», где брокеры громко выкрикивали свои заявки, и оператор вводил их в торговую систему. На лондонской фьючерсной бирже до сих пор торги проводятся без использования компьютеров, и брокеры общаются языком жестов, совершая сделки непосредственно друг с другом. «Голосовая» система торгов привлекает прежде всего своей открытостью, возможностью контролировать правильность исполнения заявок и отсутствием различного рода махинаций.

Стоит упомянуть, что все крупные российские биржи в тот или иной период разорялись или испытывали финансовые сложности, но, несмотря на это, в экономике появились профессионалы, разбирающиеся в ситуации на рынке и способные оказывать брокерские услуги на высоком уровне.

Рекламные лозунги призывают нас бросить все дела и заняться торговлей на бирже. Нет ничего проще! Купил, продал, а разницу положил в карман. В реальности стать успешным брокером невероятно сложно. Чтобы заработать на бирже, нужны ум, логика, тонкий расчет, творческий подход, интуиция и удача.

Брокерская компания постоянно теряет деньги и… постоянно выигрывает. То, насколько успешен бизнес, определяется путем простого сравнения: чем больше разница между прибылью и убытками, тем лучше работает команда.

Давно прошли времена, когда лицензию на право ведения брокерской деятельности выдавали физическим лицам. Сейчас распоряжаться чужим капиталом (отдельного клиента или целой компании) на бирже могут только юридические лица, поэтому неверно было бы говорить о брокере как об одном человеке – в брокерской конторе работает целая команда специалистов.

Итак, кто есть кто в брокерском доме? В фронт-офисе работают сейлз-менеджеры (sales) по продажам брокерских услуг и трейдеры (специалисты, которые занимаются непосредственно торговлей на бирже). В аналитическом отделе заседают финансовые аналитики – теоретики и исследователи рынка. Наконец, в бэк-офисе выполняется вся «бумажная» работа, связанная с оформлением документов, подписанием договоров и прочими формальностями.

Sales-специалисты. Sales-специалисты общаются с инвесторами и принимают заказы. Их задача – привлечь как можно больше клиентов, а для этого нужно суметь внятно и доходчиво объяснить, как строится брокерский бизнес, каким образом можно зарабатывать деньги. Сейлзы прежде всего хорошие психологи и переговорщики, к тому же они должны быть в курсе всех новостей финансового рынка. Они консультируют клиентов, информируют их о последних изменениях курса валют и ценных бумаг, ведут клиентские счета. Непременное требование к кандидату на позицию сейлза – свободное владение как минимум одним иностранным языком: работать придется не только с отечественными, но и с иностранными вкладчиками.

Переговоры занимают 90% рабочего времени сейлза – это общение по телефону, ICQ, деловые встречи. Цель переговоров – выявить потребности клиента и попытаться их удовлетворить, соблюдая при этом интересы фирмы. Полгода-год – стандартный срок для заключения сделки ценой в несколько миллионов долларов.

Аналитики. Одни клиенты сами постоянно следят за изменениями на рынке и только отдают приказы: какие акции купить или продать, когда это сделать и т. д. Другие клиенты предоставляют брокерской компании деньги и право решать, что с ними делать. В этом случае в дело вступают аналитики.

Обычно аналитик привязан к какому-то одному сектору рынка, глубоко «копает» определенную сферу (газ, нефть, строительство и др.), на основе своих исследований составляет отчеты и делает прогнозы. Специалисты проводят фундаментальный анализ рынка – исследуют деятельность компаний, уровень их дохода и прибыли (все необходимые цифры можно найти в отчетах, которые ежеквартально предоставляют брокерам сами фирмы). Аналитики сравнивают компании, работающие в одном секторе, а затем выделяют из них самые надежные и перспективные.

Есть и другой вид анализа – технический: с помощью специальных компьютерных программ составляются графики изменения цен, дело аналитиков – своевременно эти графики расшифровать и определить «момент входа» (наиболее выгодный момент для заключения сделки). Если клиент вкладывает деньги на короткий срок, специалисты обычно прибегают только к техническому анализу, если речь идет о долгосрочном вложении, используется и фундаментальный, и технический анализ.

Трейдеры.
Трейдеры – «рабочие лошадки», непосредственные участники торгов. Если следовать классической схеме, то они вообще не должны общаться с клиентами и не обязаны заниматься аналитикой, их работа – заключать сделки с другими участниками рынка, т. е. с другими брокерскими компаниями. На деле им иногда тоже приходится консультировать клиентов, им же могут поручить провести технический анализ.

Основные инструменты в работе трейдера – телефон и компьютер: на внебиржевом рынке большинство сделок заключается с помощью телефонной связи, на бирже – посредством on-line-общения. Трейдеры работают в специальных компьютерных программах (Net Investor, Quik и т. д.), которые содержат все необходимые контакты. С их помощью они общаются с другими трейдерами, выставляют заявки, продают и покупают ценные бумаги (акции, облигации, фьючерсы и т. д.), и все это – не выходя из офиса.

Работники биржи получают либо фиксированный оклад (чаще в том случае, если клиент не хочет финансовой заинтересованности брокера в заключаемых им сделках), либо процент от прибыли на торгах.

В брокерской компании очень быстро можно сделать карьеру. Здесь нет серьезной вертикальной структуры, иерархии. Дорасти можно до начальника отдела или, если повезет, до директора компании. А лучше всего попробовать себя в разных ипостасях, поработав и трейдером, и аналитиком, и сейлз-специалистом.

Набравшись опыта, некоторые открывают собственные брокерские конторы, а кто-то, скопив капитал, начинает играть на свои деньги.

Другой вариант – «перебежать» на сторону клиента, работать в любой финансовой организации: инвестиционных, консалтинговых, управляющих компаниях, в специальных подразделениях банков и страховых компаний, занимающихся инвестициями. Прийти можно на позицию специалиста по продажам, управляющего портфелем акций, финансового аналитика.

  ПОРТРЕТ ПРОФЕССИИ  

Суть профессии: купить подешевле, продать подороже

Функциональные обязанности: отслеживать стоимость мировых валют, ценных бумаг и заключать сделки

Сфера деятельности: любые финансовые организации, брокерские компании

Требования к кандидату: высшее образование по специальности экономика, финансы и кредит, аналитический склад ума, математические способности, развитая интуиция

Необходимые личные качества: психическая устойчивость, быстрота реакции, склонность к риску, стрессоустойчивость

Где обучиться профессии: первоначальные навыки можно получить на факультете экономической направленности

Особенности профессии: приходиться постоянно терять и зарабатывать деньги, можно резко обогатиться и так же внезапно разориться – никаких гарантий

Как сделать карьеру, с чего начать: с сотрудника офиса брокерской компании, принимать заказы от клиентов

Востребованность на рынке труда: развитие экономики и бизнеса порождает острую потребность в таких специалистах

Ориентировочная заработная плата: оплата труда специалистов-брокеров может колебаться от нескольких тысяч до нескольких миллионов рублей.