ХЕД-ХАНТЕР: МНЕ НУЖЕН ВАШ МОЗГ!!!

Хед-хантер (от англ. head hunter) – “охотник за головами”, и не просто за головами, а за умными головами, способными «продвигать бизнес». Профессиональный хед-хантер в считанные дни найдет для копании специалиста экстра-класса. Ищут же они специалистов отнюдь не на биржах труда, а в офисах компаний-конкурентов.

Основная задача хед-хантера сводиться к тому, чтобы переманить высококлассного специалиста из компании-конкурента заказчика. А для этого нужно реально оценить кандидата. Добиться личной встречи, правильно оценить силы кандидата и переманить его в фирму клиента, – все это возможно осуществить, имея талант разведчика и используя почти шпионские методы работы.

Хэд-хантер использует метод так называемого прямого поиска. Суть его в том, что «охотник», получив целевой заказ, ненавязчиво изучает бизнес компании клиента и применяет эти знания «на охоте».

Обычная позиция рекрутера: дайте мне информацию о вакансии, и я подберу кандидата. Позиция хэд-хантера иная: я сам определю и найду того, кто Вам действительно нужен для успешной работы компании. Желаемый результат достигается:

– оценкой реальных возможностей компании-заказчика (обоснованность заказа),

– точным описанием вакантной должности,

– изучением корпоративной культуры и психотипов руководителей компании,

– анализом деятельности конкурирующих фирм,

– методом активного поиска кандидата,

– скрупулезным изучением его карьеры и достижений, – подготовкой встречи работодателя и кандидата и т. д.

Но главное условие удачного поиска – это, конечно, личность самого «охотника». Работая со специалистами экстра-класса, хэд-хантер и сам должен быть профессионалом. Только тогда возможен разговор на равных и с заказчиком, и с кандидатом. «Охотники» – зрелые люди, которые адекватно оценивают окружающий мир и себя в нем. Они не питают иллюзий, не имеют жестких психологических установок и предубеждений, и в любой ситуации сохраняют спокойствие и оптимизм. Такая стрессоустойчивость просто необходима, ведь им часто приходится сталкиваться с отказом. А еще хантер обязательно должен обладать системным мышлением, умением, проанализировав информацию, сделать верный вывод. Именно поэтому, как показывает практика, лучшими охотниками становятся не гуманитарии, а технически направленные специалисты. В то же время требуется исключительная интуиция, помогающая сориентироваться в любой сложной ситуации, плюс коммуникабельность и талант психолога. Наконец, нужно быть смелым, напористым и волевым. Только обладая всеми этими качествами можно отправляться «на охоту».

Для компании известие о том, что к «голове» ее сотрудника приценивается хед-хантер, становится серьезный повод для беспокойства. Зато для самого специалиста интерес такого «охотника» — показатель его успешности и востребованности на рынке.

На Западе общение с хед-хантерами – знакомая, признанная и результативная практика. Если Вы действительно высококлассный специалист, то в Вашей карьере обязательно произойдет встреча с «охотником за головами».

Независимо от того, насколько устраивает Вас Ваша карьера на данный момент, неплохо было бы поговорить с хед-хантером. Если Вы считаете, что на работе разговаривать неудобно, попросите его или ее перезвонить Вам домой или позже. Важно, чтобы разговор проходил в комфортной для Вас обстановке. Помните, что вопрос конфиденциальности информации важен как для Вас, так и для хед-хантера. Выслушайте его. Даже если позиция не подходит Вам, объясните, какая позиция могла бы Вас заинтересовать в будущем. Хед-хантер запомнит Вас. Может быть Вы сможете порекомендовать им другого хорошего профессионала, которого могло бы заинтересовать именно это предложение. Для Вас важно завязать контакт, установить деловые отношения – ведь Вы знакомитесь с нужным человеком.

Вопросы, которые задает хед-хантер

Отнеситесь с пониманием к вопросам хед-хантера. Скорее всего хед-хантер будет спрашивать Вас о Вашем рабочем дне, о том, что Вам нравится или не нравится на Вашей нынешней работе, о Вашей зарплате, о Ваших профессиональных и должностных обязанностях, о Ваших технических навыках (особенно для профессионалов IT). Но самый главный вопрос будет о том, куда Вы хотите двигаться в Вашей карьере. Это позволит хед-хантеру оценить, обладаете ли Вы теми качествами, которые требует задание по поиску, и это внесет ясность в будущие задания в этом направлении. Звонок от хед-хантера – это признание Вас как лучшего, высокопрофессионального специалиста. Помните, они не звонят всем, они звонят лучшим. Хед-хантеры ищут людей, которых устраивает их нынешнее место работы и которые ценятся в своей компании. Они ищут успешных, амбициозных и высокооплачиваемых менеджеров и специалистов.

Помните, Ваше резюме – это Ваша визитная карточка. У Вас всегда должно быть наготове актуальное резюме, обновляйте его как минимум дважды в год, ведь Ваша карьера, как и жизнь, не стоит на месте. Пусть Ваше резюме будет готово, чтобы при необходимости отослать его в строго конфиденциальную базу данных хед-хантера. Если Вы действительно лучший, о Вас должны знать. Важно также, чтобы хед-хантерам были известны карьерные изменения, произошедшие в Вашей жизни. Управляйте своей карьерой.

В нашем современном ритме бизнес так быстро меняется… Компания, на которую Вам нравится работать сегодня, завтра может быть поглощена путем слияния другой компанией, которую Вы ненавидите. В России рост руководителя до последнего времени происходил, как правило, внутри одного предприятия, в котором он достигал определенных высот и еще какое-то время продолжал там работать. На Западе картина несколько иная. Там есть целый класс людей, чей карьерный путь не ограничивается одной компанией или даже одной отраслью. Эта тенденция все отчетливей начинает проявлять себя и в России.

В хед-хантинге задействованы как минимум две стороны: хед-хантер и компания-заказчик – с целью Вас переманить, и Вы – с отсутствием желания менять работу (ведь Вас все устраивает).

Что делать «жертве», когда звонит хед-хантер? ?>

Каждый из нас когда-то искал работу. Этот процесс имеет свою специфику, свои тонкости и детали. А как вести себя, когда работа ищет тебя?

1. Соберите следующую информацию:
– кто звонит (имя, название компании, статус звонящего);
– что нужно от Вас;
– что за вакансия предлагается (постарайтесь выяснить ключевые моменты – уровень должности, статус компании, причины возникновения вакансии);
– спросите, почему позвонили именно Вам.

2. Если человек, с которым Вы общаетесь, приятен, информация Вам интересна, аргументы убедительны, – продолжайте разговор.

3. Если Вам предлагают встретиться – найдите время и встретьтесь. Вы получите новый контакт, новую информацию для принятия решения, возможности, о которых не задумывались ранее. Помните, встреча не предполагает готовности с Вашей стороны менять работу.

4. Если встретиться не предлагают – не встречайтесь. Если просят просто выслать резюме – примите решение, хотите ли Вы, чтобы Ваше резюме было у тех, кто Вам звонит.

5. Фиксируйте информацию. Запишите имя и контакты звонящего в Вашу записную книжку. Возможно, завтра Вам будет что-то от него нужно.

Помните, хед-хантер должен быть:

– корректным – он думает о Вашей безопасности и комфорте в общении;

– логичным в изложении мыслей; 

– интересным собеседником;

– учитывать интересы всех сторон.

Если же Вы - руководитель, то стоит подумать о том, как быть, если «переманивают» Ваших сотрудников?

1. Будьте готовы к тому, что если Ваша компания работает профессионально и развивается, то хед-хантеры будут звонить Вашим сотрудникам. Это нормально.

2. Работайте над системами лояльности Вашей команды (отслеживайте ситуацию с заработными платами, поддерживайте здоровую корпоративную культуру, развивайте Ваших людей). Практика показывает, что лояльному сотруднику очень непросто принять решение о смене работы и вероятность его ухода из компании минимальна.

3. Будьте готовы к тому, что люди будут уходить из компании. Это нормально, иногда хорошо и полезно. Как для людей, так и для компании. Зачастую это служит началом нового этапа развития бизнеса, открывает двери новым идеям и удивительным возможностям. Развитие невозможно остановить.  

Большинство методов защиты персонала от хед-хантеров нельзя считать эффективными. Если топ-менеджер решил покинуть компанию, его вряд ли остановят угрозы или встречные предложения. Тем не менее, консультанты кадрового рынка уверены, что обезопасить бизнес от утечки ценных специалистов все-таки можно!

Учитесь чувствовать людей, грамотно мотивируйте их, сплачивайте коллектив, давайте возможность расти и развиваться тем сотрудникам, которым это действительно нужно, подпитывайте материальными поощрениями, любите своих подчиненных – и тогда Ваши профессиональные кадры всегда будут работать на Вас, а не на конкурентов. 

ПОРТРЕТ ПРОФЕССИИ  

Суть профессии: привлечь, переманить высокопрофессионально сотрудника (как правило, это топовые позиции: руководители, управленцы) для роста бизнеса из компании-конкурента в компанию заказчика

Функциональные обязанности: изучать рынок, особенности работы компании-заказчика и компании-жертвы, узнавать особенности каждого претендента на вакантное место

Сфера деятельности: любые крупные компании, как правило, в больших городах

Требования к кандидату: высшее образование, желательно экономическое, опыт работы в аналогичной должности (менеджером или директором по персоналу), умение анализировать и делать выводы

Необходимые личные качества: стрессоустойчивость, психологическая гибкость, целеустремленность, коммуникабельность, желание работать

Где обучиться профессии: в нашей стране нет специальных учебных заведений для получения такого образования, но поскольку деятельность хэд-хантера непосредственно связана с человеческими ресурсами, то можно получить образование, связанное с кадровой работой - на факультете менеджмента, либо же филологическое или психологическое образование.

Особенности профессии: профессия очень интересная, и даже дерзкая, полная риска, занимает по 10-12 часов времени ежедневно, и даже выходные дни

Как сделать карьеру, с чего начать: начать можно с должности менеджера по персоналу, и двигаться вверх, изучая специфику и набираясь опыта. Опытному кадровику, имеющему коммерческую жилку, будет намного проще добиваться результатов в хэд-хантинге

Востребованность на рынке труда: сложно сказать, что эта профессия пользуется бешеным спросом, но позитивная динамика развития в России уже наблюдается: люди постепенно меняют свои представления о хэд-хантерах и начинают расценивать их появление в жизни как высокую оценку их профессиональной деятельности. Ведь, если сотрудника пытаются перетянуть в конкурирующую компанию, это значит, что он действительно ценный кадр, и это дает ему возможность не просто выбирать работу, но и достигать все новых высот в бизнесе

Ориентировочная заработная плата: гонорар хэд-хантера зависит от количества найденных сотрудников, как правило он составляет от 2 до 4 месячных зарплат найденного специалиста. Хед-хантеры, имеющие опыт работы свыше 5 лет зарабатывают до 300 – 500 тысяч рублей в месяц.