СТОЛЬКО ПРОФЕССИЙ … ИНТЕРЕСНЫХ И РАЗНЫХ!!!

В ритме современного развития рынка труда, чуть ли ни ежедневно появляются новые профессии, а в газетах по трудоустройству - новые вакансии. И вновь появившиеся вакансии иногда не просто странные, а зачастую совсем непонятные!

Очень большой приток названий профессий и вакансий из зарубежных стран, как правило, из Америки и Англии, и порой диву даешься – зачем заимствовать иностранное слово для обозначения новых специальностей или должностей, ведь русский язык богат и разнообразен? Но мировые тенденции берут вверх! И именно поэтому соискатели и работодатели, а также специалисты кадровых служб и кадровых агентств вынуждены вновь и вновь разбираться, кто такой, скажем, коучер или девелопер, и чем он должен заниматься.

Мы открываем рубрику «Энциклопедия профессий» для Вас, чтоб помочь разобраться в многообразии профессий и должностей на современном рынке труда. В этой рубрике мы будем рассказывать Вам не только о редких и малоизученных профессиях, но и об особенностях классических профессий. Надеемся, «Энциклопедия профессий» будет интересна и полезна Вам не только в целях развития общего кругозора, чтобы, как говориться «держать руку на пульсе», но и в профессиональных целях!

Мы долго думали – как наиболее удобно для Вас освещать данную рубрику: придерживаться ли ГОСУДАРСТВЕННОГО КВАЛИФИКАЦИОННОГО СПРАВОЧНИКА (но, как правило, данная классификация чаще используется на очень крупных предприятиях или заводах, и многие вакансии в таких классических формулировках встречаются все реже) или простого алфавитного порядка (но в этом случае нарушается структура и логика)? Поэтому решили придерживаться собственного рубрикатора, которого придерживаются (с некоторыми отклонениями) практически все издания о работе не только в Сибирском регионе, но и в России в целом.

Что мы хотим освещать в данной рубрике? Суть профессии, функциональные обязанности, где выучиться конкретной профессии и куда потом трудоустраиваться; каким личностным и профессиональным требованиям нужно соответствовать; особенности, плюсы и минусы профессии; с чего начать трудовой путь и как строить карьеру; насколько профессия востребована на рынке труда и на какой средний заработок можно рассчитывать, и другую полезную информацию.

А начнем мы наше путешествие в мир профессий с рубрики: управленческий персонал. Одна из профессий, относящаяся к этой рубрике – арт-директор.

АРТ-ДИРЕКТОР

Должность арт-директора подразумевает как знание специфики рекламного рынка, так и соответствующую дизайнерскую подготовку. Обычно должность арт-директора состоит из четырех основных функций:
1)  Маркетинговая. Арт-директор должен отлично знать рынок - как рекламный, так и рынок той продукции, рекламным проектом которой он руководит.
2)  Творческая. Способность мыслить, генерировать новые идеи, оценивать идеи сотрудников и подчиненных.
3)  Технологическая. Арт-директор должен понимать возможность и невозможность воплощения конкретной рекламной идеи на определенных рекламных носителях и уметь адаптировать идеи под технологические реалии.
4)  Управленческая. Будучи человеком творческим, арт-директор все же является управленцем и руководит целым штатом дизайнеров, копирайтеров (специалистов по авторским правам, рекламной деятельности), технологов и т.д.

В идеале, арт-директором должен быть состоявшийся дизайнер, которого обучили основам маркетинга и искусству работы с персоналом. Хотя история российского рекламного рынка знает немало случаев, когда успешными арт-директорами становились люди, не имеющие опыта работы дизайнером, например, известный актер Дмитрий Харатьян (когда в творческой жизни актера возникли некоторые затруднения - течественный кинематограф был в упадке - Дмитрий Харатьян в 1995 году вместе с друзьями - актрисой Мариной Левтовой и ее мужем, режиссером Юрием Морозом - открыл клуб «Кино», в котором стал арт-директором) и модный художник Никас Сафронов.

Арт-директор занимается воплощением в искусстве маркетинговых задач, в определенной мере он рекламирует и продает продукцию. Арт-директор должен мыслить категориями рынка, ему просто необходимо рекламное мышление.

Занять сразу пост арт-директора, не имея опыта работы в рекламной сфере, практически невозможно (если, конечно, не учитывать работу по знакомству, у родственников и т.п.). Обычно для начала нужно проявить себя с лучше стороны в качестве дизайнера с деловой хваткой, или же менеджера с хорошим художественным вкусом.

Хорошие арт-директоры зарабатывают хорошие деньги. В крупных рекламных агентствах зарплата арт-директора может достигать двух и более тысяч долларов. В небольших российских компаниях зарплата колеблется в районе 15 000 - 25 000 рублей.

Работать арт-директором можно в нескольких сферах:

Издательский бизнес

В издательском бизнесе, в котором этот термин и возник, арт-директор отвечает за дизайн журнала или газеты и, в сотрудничестве с редактором, выбирает или участвует в создании необходимых изображений и фотографий. Обычно, арт-директор подчиняется главному редактору. В крупных издательствах и журналах у арт-директора есть ассистенты. Арт-директор контролирует работу всей творческой команды и несет за нее ответственность.


Реклама
Арт-директор в рекламном агентстве не обязательно является начальником художественного отдела – как в издательском бизнесе (хоть название и может оставлять такое впечатление). В современной рекламной практике арт-директор работает в тандеме с копирайтером. Вместе они трудятся над концепцией рекламы (телевизионной, печатной, наружной и любой другой). Обычно арт-директор отвечает за визуальную часть творческого продукта, а копирайтер – за вербальное наполнение. Творческий тандем может "обмениваться" функциями, например, арт-директор может предложить интересный слоган, а копирайтер - интересное визуальное решение. Копирайтер и арт-директор как правило находятся в подчинении у креативного директора.

Арт-директор может также курировать работу младших арт-директоров, дизайнеров, иллюстраторов (это зависит от структуры агентства). В маленьких агентствах арт-директор порой выполняет роль дизайнера и иллюстратора в одном лице. В больших рекламных агентствах иерархия может включать в себя: креативного директора, начальника творческой группы (так называемого групхеда), старшего арт-директора, младшего арт-директора.


Киноисскуство
Арт-директор в киноиндустрии (при производстве художественного фильма, например) работает вместе с художником по костюмам, художником-декоратором, художником-гримером, специалистами по спецэффектам и т.д. Большая часть его обязанностей связана с административными аспектами художественного производства. Он ставит задачи перед персоналом и следит за их выполнением, а также за бюджетом и графиком работ и качеством. По сути, в его обязанности входит контроль всех визуальных аспектов фильма (начиная от костюмов и заканчивая грандиозными декорациями).


Индустрия развлечений
Арт-директор в индустрии развлечений, например, арт-директор ночного клуба, выполняет в основном административные функции: занимается организацией концертов, подбором репертуара, организацией вечеринок, а также продвижением заведения. В обязанности арт-директора в индустрии развлечений входит позиционирование заведения, его реклама и пиар, разработка специальных акций и сценариев мероприятий.

ПОРТРЕТ ПРОФЕССИИ

Суть профессии: творческое воплощение маркетинговых задач в сферах: рекламный и издательский бизнес, кино и индустрия развлечений

Функциональные обязанности: в зависимости от сферы деятельности: дизайн газет или журналов, создание изображений и фотографий, оформление визуальной части продукта, координация деятельности дизайнеров, иллюстраторов, художников, специалистов по спецэффектам

Сфера деятельности: реклама, издательство, кино и развлечения

Требования к кандидату: хорошая дизайнерская подготовка, знание специфики рекламного рынка, основ маркетинга

Необходимые личные качества: творческий подход к работе, способность продвигать новаторские идеи

Где обучиться профессии: первоначальные навыки приобретают на факультете дизайна, а также в художественном училище и на специализированных курсах

Особенности профессии: профессия интересная и творческая, больше подходить для людей с нестандартным мышлением

Как сделать карьеру, с чего начать: с работы дизайнером или маркетологом

Востребованность на рынке труда: профессия достаточно востребована, особенно в крупных компаниях и рекламных агентствах

Ориентировочная заработная плата: от 15 000 рублей (и это не предел)