Кто в коллективе «хозяин»?
Рабочее место находится в одном большом кабинете с ещё 5
сотрудницами. Две из них целыми днями рассказывают друг другу
абсолютно всё про свою личную жизнь! Когда это только началось, они
пытались и меня втянуть в эти разговоры, но я прихожу на работу
работать. Но в такой обстановке это невозможно.
Роман, пгт. Тяжин
Как видно из вашего письма, вы, Роман, работаете в коллективе, где
подавляющее большинство составляют женщины. Каждый коллектив, имеет
свою определённую специфику общения. Что же касается, так
называемых, «женских» коллективов. То для них как раз очень
характерно то, о чём вы пишите в письме — невоздержанность в
рассказах о личной жизни.
Не хочу обижать женщин, но некоторые из них считают просто своим
долгом сделать достоянием окружающих все детали отношений, которые
посторонних людей не касаются, да и вообщемто, по большому счёту,
их не интересуют. С моей точки зрения, такое поведение со стороны
этих женщин является своего рода попыткой манипуляции окружающими.
Особенно это касается тех, кто «идёт у них на поводу», и
«включается» в подобные разговоры, начиная рассказывать о себе
очень личные подробности (судя по вашему письму, попытки «включить»
в свои разговоры предпринимались и в отношении вас тоже).
Раз человек сам рассказывает о себе очень личные подробности,
значит, рассуждают они, эти сведения можно озвучивать и в другом
месте, и в присутствии других людей. Я думаю, что вы сами были
свидетелем этого. Наверняка, (даже особо не прислушиваясь), вы не
раз слышали, как ваши коллеги упоминают не только о подробностях
своей личной жизни, но и, мимоходом, рассказывают о различных
деталях личной жизни своих приятелей и знакомых. Чтото они
действительно слышали, какието «мелочи» они додумали и
дофантазировали, в меру своих интеллектуальных способностей, так и
получилась пресловутая сплетня.
Окружающие их люди тоже самые разные. Ктото выслушает всё то, что
они рассказывают, улыбнётся и оставит услышанное при себе. Когото
эти разговоры заинтересуют. Ктото захочет обсудить полученную
информацию. А ктото побоится попасть на их «недобрый язык» и тоже
присоединится к обсуждению, искренне считая, что таким образом
можно избежать обсуждения своей персоны. Так в коллективе
появляются «свои люди».
Если говорить научным языком, то коллектив распадается на
микрогруппы, которые, в лучшем случае, мирно сосуществуют. Чаще же
соперничают и, в некоторых ситуациях, вступают в конфликты,
причинами которых, как правило, является провокационные действия
всё тех же людей, склонных к столь откровенным разговорам. Ведь не
могут же они постоянно обсуждать одно и то же, наступает момент,
когда это надоедает. Им становится необходима какаято другая
информация для «обсасывания». Если новые сведения для обсуждения не
поступают, они, «создают» ситуацию для себя сами (как правило,
именно через конфликт). Судя по вашему письму, такая ситуация
назревает и в вашем коллективе. Ведь вы уже недовольны и раздражены
поведением своих столь «откровенных» коллег.
Я думаю, из всего выше сказанного, вы поняли, что, давая волю
своему раздражению, вы фактически, тоже идёте у них на поводу. Для
того, чтобы исправить ситуацию, необходимо предпринять какието
нестандартные действия — действия, которых от вас никто не
ожидает.
Чем вы занимаетесь сейчас? Вы тихо сидите за своим рабочим столом,
пытаясь сосредоточиться и работать. Однако, насколько понятно из
вашего письма, это вам плохо удаётся. Опять же обращаясь к вашему
письму, понятно, что не все члены вашего коллектива склонны
поддерживать чересчур откровенные разговоры. Как они чувствуют себя
в данной ситуации? Они чтото предпринимают в отношении своих
коллег, склонных к излишней болтовне? Почему бы вам не
объединиться?
Что мешает вам, составляющим большую часть коллектива, выработать
определённые правила общения в рабочее время? Вместе с этими
правилами определить и те действия, которые последуют за
несоблюдением этих правил? А, разработав данные правила и определив
меры противодействия, чётко и точно всё это соблюдать? Здесь,
конечно, нужен человек, который стал бы лидером и организовал
оставшихся членов коллектива. Если никто до сих пор не решался в
этой ситуации взять на себя роль организатора, то почему бы вам не
примерить на себя эту роль?
В случае, если коллективный договор не получится (а такое вполне
может быть и нужно быть к этому готовым), необходимо подумать о
своих собственных действиях, которые помогли бы вам сохранить
душевное спокойствие. В этом случае попробуйте «отключаться» от
болтовни окружающих, не относящейся к рабочему процессу. Это может
быть как чисто психологическое «отключение» (здесь, конечно, нужен
определённый навык, но после небольшой тренировки, это совсем
несложно), так и «механическое» затыкание ушей (например,
наушниками МР3 плеера, в которых звучит приятная для вас
музыка).
Подумайте, что для вас лично наиболее приемлемо, и действуйте!
Желаем вам удачи!
Специалист
психологической службы