ЧТОБЫ ВАС УСЛЫШАЛИ!

Для успешного взаимодействия необходимо настроить собеседника на правильное восприятие информации, пробудить интерес к теме разговора и к происходящим событиям, сформировать готовность к пониманию и анализу сообщения. Для этого инициатору необходимо владеть приемами активизации и управления вниманием человека. Под активизацией внимания понимают пробуждение активности восприятия человека, усилении его мыслительной деятельности и чувств.

Конечно, наиболее надежный способ привлечь внимание человека – начать говорить с ним о том, что его волнует. Однако нельзя не учитывать и то, как Вы говорите. Вы можете сделать вашу речь выразительной, чувственной, и эмоциональной, а можете говорить безлико и безразлично. Ясно, что воздействие на слушателя при этом будет различным. Средство, с помощью которого Вы доносите Ваше сообщение до партнера, - Ваш голос. Возможно, Вы довольны своим голосом, но следует помнить, что человек слышит свой голос иначе, чем слышат его другие - ведь звук проходит и через воздушные каналы, соединяющие наши рот и уши. Поэтому нередко человек, который впервые слышит свой голос, записанный на пленку, не сразу узнает его. Ваш голос может стать мощным и эффективным инструментом воздействия и передачи информации, а может оказаться инструментом пытки для слушателя, если сделать его монотонным и неприятным для слуха.

Нельзя также забывать и о Ваших жестах и движениях. Жесты несут в себе в два раза больше информации, нежели слова. Нужно стараться, чтобы эти два средства передачи информации совпадали. Иначе Ваш собеседник может обнаружить разницу и тогда его интерес к Вам пропадет, внимание снизится.

Можно без преувеличения сказать, что голос человека – это место, где встречаются его сознательное (содержание речи) и бессознательное (характеристики голоса, жесты). Для слушателей порой важно не столько то, что мы говорим, сколько то, что мы делаем.

Общение с собеседником лучше всего начать «нейтральной фразой», напрямую не связанной с интересующей его темой, но имеющей отношение к собеседнику.

Наиболее простым средством привлечения внимания собеседника является повышение голоса. Речь, конечно, не идет о повышении до крика. Это недопустимо не только по морально-этическим, но и тактическим соображениям, так как крик любого человека – явный признак его слабости и бессилия. А вот некоторое повышение голоса, особенно в начале фразы, не только привлекает внимание, но и оказывает дополнительное воздействие на партнера.

Эффективен в общении прием «завлечения». Суть его в том, что инициатор общения вначале произносит что-то трудно воспринимаемое, например, очень тихо. Собеседнику для понимания приходится предпринимать усилия, которые предполагают концентрацию внимания. Необходимо учесть, что прием сработает в случае, если Вам уже удалось произвести на собеседника значительное впечатление своим профессионализмом и уверенностью в своих силах.

Прием установления зрительного контакта является важным способом фокусировки внимания. Установление зрительного контакта широко используется в любом общении. Пристально глядя на человека, Вы привлекаете его внимание; постоянно уходя от чьего-то взгляда, Вы показываете, что не желаете общаться.

В тех случаях, когда необходимо обратить особое внимание партнера на самые важные моменты в общении, используйте прием «акцентировки». Прием можно реализовать с помощью прямой и косвенной акцентировки. Прямая акцентировка достигается за счет употребления таких фраз, как, например: «прошу обратить внимание», «важно отметить, что…», «необходимо подчеркнуть, что…» и т.д. Косвенная акцентировка происходит, если места, к которым нужно привлечь внимание, выделяются из общего строя общения так, чтобы констатировать с окружающим фоном и автоматически привлекать внимание.

Внимание человека постоянно колеблется (флуктуирует), и если намеренно не прилагать усилий к тому, чтобы все время его настраивать, то оно неотвратимо будет «убегать», переключаться на что-то другое. В этом случае уместно применение приема «навязывание ритма». Постоянное изменение характеристик голоса и речи – наиболее простой способ задать нужный ритм разговора. Говоря то громче, то тише, то быстрее, то медленнее, собеседник как бы навязывает слушающему свою последовательность переключения внимания, не дает ему возможности расслабиться и что-то пропустить.

Для выделения мысли и оценки важности сказанного действует прием «своевременного использования пауз».

Использование пауз может быть полезно в следующих случаях:

  • для управления вниманием и усиления значения сказанного. Если вопрос, фраза или мысль имеют особую важность, но их можно не услышать или понять неправильно, применение пауз весьма полезно перед ними;
  • вместо знаков препинания, когда паузы используются для структурирования речи и увеличения степени ее понятности;
  • при смене характера беседы.

Действенное средство поддержания внимания и усиления воздействия – прием «переформулировки». Высказанная мысль переформулируется по-новому. Это целесообразно, когда речь идет о сложных или очень значимых для собеседника вопросах.

Чтобы поддерживать внимание собеседника вызывайте реакции несогласия с излагаемой информацией; прибегайте к преувеличению, чтобы заострить внимание; основывайтесь на реальных фактах.

А если собеседник вспылил, пускайте в дело прием «трехходовки» в следующем порядке:

  • проговаривается его состояние: «Я вижу, что вы возмущены, вас что-то задело»;
  • проговаривается свое собственное состояние: «Я тоже немного взволнован»;
  • после небольшой паузы проговаривается оценка ситуации: «Если беседа так пойдет и дальше, у нас ничего не выйдет. Давайте успокоимся».

Управлять вниманием в деловом общении – важная задача не только для говорящего, но и для слушающего. Если он намерен увидеть и услышать то, что имеет отношение к делу, он должен уметь управлять своим вниманием.