НОВАЯ РАБОТА

4 месяца назад я устроилась на новую работу. Работаю я в службе персонала одной крупной компании. Так получилось, что почти одновременно со мной на работу вышла ещё одна девушка. В первое время было всё хорошо, мы с новой напарницей «спелись». Через некоторое время мы стали замечать, что «старые» сотрудники начали к нам плохо относиться: шушукались по углам, сваливали на нас часть своей работы, наговаривали на нас и т.п.
Сначала мы терпели до конца испытательного срока, потом высказали все наши недовольства нашей руководительнице. Но, к сожалению, ничего не изменилось, а даже хуже обострилась конфликтная ситуация. Вчера у меня сдали нервы из-за того, что одна из сотрудниц про меня наговорила такого, чего не то, чтобы не было, а даже и не могло быть. Начался разбор полётов и в финале меня сделали крайней. Что делать в такой ситуации? Как себя вести?
Ольга, г. Кемерово
Ваше письмо очень эмоционально и переполнено переживаниями по поводу неприятной ситуации, в которой Вы оказались. Однако эмоции – плохие советчики в подобных ситуациях. Поэтому лучше успокоиться и взглянуть на то, что произошло с Вами, хладнокровно и, по возможности, беспристрастно. Поскольку в Вашем письме речь идет о конфликтной ситуации, сразу следует признать, что какой бы ни была эта ситуация, в ней присутствуют как минимум две конфликтующие стороны. Поведение Ваших коллег, которые работали в этой компании до того, как там появились Вы, а тем более их отношение к Вам, не поддаются влиянию с Вашей стороны. Поэтому, на мой взгляд, будет правильным обратить внимание на некоторые моменты, которые помогут Вам проанализировать сложившуюся ситуацию и найти возможность улучшить её.
То, что практически одновременно с Вами в компанию устроилась еще одна девушка – факт на первый взгляд позитивный. Однако взгляните на ситуацию с другой стороны. Не было ли, например, воспринято окружающими, то, что Вы «спелись», как обособление от остальных, а может быть и противопоставление себя другим членам коллектива? Вы же сами говорите, что негатив со стороны «стареньких» почувствовали только через какое-то время. Возможно, все это время в остальных сотрудниках накапливалось раздражение по поводу того, что Вы и Ваша подруга, поглощенные общением друг с другом, как бы игнорировали окружающих? Как результат – конфликтная ситуация.
В силу сложившихся обстоятельств, Вы и Ваша подруга «по несчастью» были вынуждены сдерживать свои негативные эмоции до конца испытательного срока (что само по себе абсолютно резонно). Поэтому, когда у Вас появилась, наконец, возможность высказать свою точку зрения своему руководителю, недовольства накопилось более чем достаточно. Психологи называют это «накоплением аффекта». Вероятнее всего Вы, как люди разумные, старались при этом «держать себя в руках» и не выражать свои претензии чересчур эмоционально.
Однако, скорее всего, это выглядело как обвинение. Надо сказать, что, по всей вероятности, для Вашей начальницы вещи, о которых Вы ей сообщили, как о неоспоримых фактах, явились лишь одной из точек зрения. Ведь в ее подчинении работаете не только Вы вдвоем. Разве Вы не допускаете, что до нее могла доходить совсем другая информация? Судя по всему, для руководителя было очевидным только одно – наличие в коллективе конфликтной ситуации. Возможно, она попыталась уладить конфликт, поговорив с кем-то из подчиненных, но итогом этого стало лишь обострение ситуации.
 Что касается завершающей стадии конфликта, то Вы вступили в неё, будучи заранее выведенной из равновесия, когда у Вас, что называется, «сдали нервы». Это значит, что Вы в тот момент могли повести себя импульсивно, не совсем корректно и допустить какие-то промахи, что, скорее всего, и позволило Вашим оппонентам по результатам «разбора полётов» сделать Вас «козлом отпущения».
Если подвести краткий итог вышесказанному без поиска крайних, отвечая на извечный вопрос «что делать?», можно выделить несколько важных моментов.
Во-первых, путь «наименьшего сопротивления» не всегда самый удачный – конечно установить контакт с одним человеком проще, чем с несколькими, но если коллег у Вас больше одного – придется, так или иначе, учитывать этот факт, тем более в новом коллективе.
Во-вторых, если Вы только начали замечать, что люди вокруг Вас ведут себя не так, как Вам бы того хотелось, не спешите воспринимать эти действия как однозначно направленные против Вас. Поговорите с ними как можно более мирно и доброжелательно – на свете не так уж много людей, затевающих конфликт ради самого конфликта. Скорее всего, имеющиеся противоречия можно разрешить, как говорится, полюбовно.
В-третьих, если Вы решили, что пора обратиться к начальству, очень желательно, чтобы на руках у Вас были неопровержимые факты, красноречиво свидетельствующие о Вашей правоте, а аргументы Ваши были весомы и убедительны.
В-четвертых, в случае, когда Вы чувствуете, что не можете избежать открытого конфликта, имейте в виду, что это практически война, и в этой войне, чаще всего, прав тот, кто сильнее, как бы это неприятно не звучало для Вас. Оцените трезво свои возможности и ресурсы, и, может быть, Вы всё-таки предпочтете отступить без боя. Ещё раз повторюсь, что таких ситуаций бывает немного.
Очень надеемся, что Вам пригодятся наши рекомендации, если и не применительно к данной ситуации, то хотя бы на будущее. Если у Вас есть к нам ещё какие-либо вопросы, звоните нам. Желаем удачи!
Специалист психологической службы