ВЫБОР ПРОФЕССИИ — ВЫБОР БУДУЩЕГО

Моя дочь — ученица выпускного класса. Будущей весной ей предстоит сделать выбор, чем же ей заниматься дальше. Но думать над этим выбором она совсем не хочет. Если кто-то из взрослых пытается завести разговор на данную тему, она постоянно отмахивается и даже слушать ничего не хочет. А ведь надо, чтобы она сделала правильный выбор…

Надежда, г. Новокузнецк

Каждый родитель задумывается о будущем своего ребёнка. Часто эти мысли тревожат, появляется беспокойство — сумеет ли ребёнок, став взрослым, найти себе достойное и интересное дело, сможет ли обеспечить себя и свою будущую семью? Тревога и беспокойство усиливается. Когда повзрослевший ребёнок оканчивает школу и ему предстоит самому выбрать, что делать дальше. Практика показывает: если в семье до этого не принято было вести разговоры о будущей профессии, образовательном учреждении, то проблема профессионального самоопределения подростка, чаще всего, решается с использованием жизненных сценариев, свойственных самим родителям. Хочу привести несколько типичных способов участия родителей в профессиональном самоопределении ребёнка. Сценарий первый: «Я знаю, что для тебя лучше!». В этом случае родители уже решили, в каком учебном заведении ребёнку учиться, какой род деятельности ему выбрать. Родители часто пристраивают сына или дочку на учёбу или работу к друзьям или знакомым. Исследования показывают, что зачастую подобное участие продиктовано их стремлением «подстелить соломки» своему чаду. Если ребёнок не проявляет недовольства таким сценарием, то конфликта с родителями по поводу работы не возникает, либо конфликт носит неявный характер. Если же пожелания выпускника не совпадают с родительскими решениями, и он проявляет своеволие — мирному течению жизни приходит конец. К положительным моментам данного сценария можно отнести общие интересы (если желания взрослого ребёнка не противоречат желаниям родителей), родитель ощущает свою компетентность, ребёнок получает заботу и чувство защищённости. Однако родительский авторитет, при таком развитии событий, может не позволить проявиться индивидуальности ребёнка. Жить по принципу избегания проблем можно, но при этом он лишается возможности получить удовольствие от опыта собственных достижений и побед. Зачастую выбранная по настоянию родителей специальность не приносит удовлетворения, а иногда становиться ему в тягость. Профессиональная деятельность — важная составляющая нашей жизни. Она может стать источником самоуважения, позитивной самооценки, местом творческой самореализации. Но может случиться и так, что работа превратится в тягостную обузу. Когда человек «отсиживает» рабочее время от звонка до звонка и откладывает жизнь на «потом». Если родитель даст ребёнку проявить свой интерес, почувствовать ответственность за свою судьбу, этот опыт взрослости, принятия решений и ответственности за них, создаст основу самоуважения, позитивной самооценки. Сценарий второй: «Ты должен продолжить семейное дело!». Он часто характерен для семей, где родители — трудоголики. Они много сил и времени тратят на то дело, которым они занимаются. Конечно, то, что добывалось тяжким трудом, хочется передать в руки родного человека. Для таких родителей семейное дело, порой, чуть ли не единственный смысл жизни. В этом случае отказ ребёнка продолжить семейное дело воспринимается остро, как предательство. Минусами данного сценария в следующем. Во-первых, это, как правило, завышенный уровень требований. Кроме того, семейные взаимоотношения переплетаются с профессиональными, поэтому и конфликты, которые время от времени возникают, гораздо запутаннее, чем просто внутрисемейные или рабочие. Дети в таких семьях часто вырастают с ощущением дефицита родительского внимания и тепла. Поэтому они часто стремятся уделять больше внимания личным отношениям, увлечениям, удовольствиям, стремясь как бы «исправить» ошибки своих родителей. К положительным моментам данного сценария можно отнести то, что ребёнок с детства не понаслышке знает о потенциальной работе. Семейные отношения скреплены также и интересами бизнеса. Этот сценарий может быть эффективным, если его участники смогут быть внимательными и терпимыми друг к другу. Если увлечение собственным делом позволит разглядеть родителям потенциал собственного ребёнка, то его участие в семейном деле будет полезным для всех и положительно скажется на его самооценке. Сценарий третий: «Семейная династия». Этот сценарий во многом похож на предыдущий, но есть и отличия. Если в рамках сценария «Семейное дело» есть всё-таки хоть какая-то свобода выбора (с какой стороны принимать в нем участие, например, взять на себя юридическое обеспечение, заниматься бухгалтерией, рекламой или следить за технологическими процессами), то сценарий «Семейная династия» осуществляется в рамках какой-то одной профессии. Здесь очень важны достижения в профессии, поддержание имиджа семьи на том или ином поприще. Династии врачей, педагогов, военных, представители какой-либо иной профессии вовсе неплохи, но если у ребёнка нет склонностей к семейной профессии, то, в некоторых случаях, он становится «перебежчиком». В этом сценарии нередки конфликты между поколениями. Скажем, если родительская семья одного из молодожёнов «династическая», а зять (или невестка) не разделяет профессионального выбора родительской семьи супруги (супруга), то он (она) становятся «врагом», т.к. в данном случае возникает угроза продолжения династии. Мы описали только три сценария. На самом деле их больше, они разнообразнее и индивидуальнее. Однако представленные примеры показывают, что даже при самых лучших намерениях, семьи сталкиваются с проблемами, которые не всегда удаётся решить самостоятельно. Избежать семейных конфликтов, связанных с выбором профессии, можно, если родители будут замечать и развивать способности ребёнка с самого раннего детства, даже если эти способности далеки от семейных интересов. Поддержка дочери, родительский интерес к личности ребёнка гораздо важнее для её будущего, чем самый важный интерес бизнеса и профессии. К тому же, дети незаметно для нас наблюдают за нами, оценивают наше отношение к своей работе. И если они видят, что Вы успешны, Вас уважают за Ваши достижения, наконец, Вы любите своё дело, гордитесь своей профессией, они, став взрослыми, последуют за Вами безо всяких Ваших требований и объяснения выгод. А способности, развитые в детстве, не без Вашей помощи, добавят к их личности немало новых ярких красок, самобытности и самодостаточности. Попробуйте взглянуть «со стороны» на тот профессиональный сценарий, который Вы пытаетесь донести до Вашей дочери. Если Вам это самостоятельно сделать трудно, обратитесь к психологу. Он поможет Вам найти оптимальный способ решения проблемы столь важной для Вашего ребёнка и Вашей семьи.

Специалист психологической службы