ЖЕСТОКОЕ ОБРАЩЕНИЕ С ДЕТЬМИ

Мои соседи вполне приличные люди и внешне очень благополучная семья. Но вызывает опасения поведение их 9-летнего сына. Мальчик всегда в тревоге, вздрагивает от громкой речи, при попытке поговорить с ним смотрит недоверчиво и испуганно, как будто боится услышать что-то неприятное для себя. Подозреваю, что родители слишком жёстко его воспитывают. Однако ни ссадин, ни синяков на нём не видно. Но ведь можно и без побоев ребёнка «затравить». И как помочь ребёнку ума не приложу…

Валентина Алексеевна, г. Мыски

Спасибо Вам большое, Валентина Алексеевна, что в своём письме Вы поднимаете такую важную тему. Послед-нее время, проблема жестокого обращения с детьми становится всё более и более актуальной. Это хороший повод поговорить о такой важной проблеме. Надо сказать, что в нашем обществе такое понятие как насилие, ассоциируется, как правило, лишь с двумя его формами — физическое или сексуальное насилие. А к психическому (или эмоциональному) насилию, которое является, вероятно, наиболее распространённой формой жестокого обращения с детьми, отношение бывает не столь серьёзным, если не сказать легкомысленным. Всё это оттого, что очень сложно провести чёткую грань между воспитательными (дисциплинарными) мерами и психическим насилием. Что же нужно понимать под эмоциональным насилием? Итак, в классическом понимании, психическим (эмоциональным) насилием является эпизодические или регулярные оскорбления или унижения ребёнка, высказывание в его адрес угроз, демонстрация негативного отношения или отвержение, которые приводят к возникновению выраженных эмоциональных или поведенческих нарушений. К психическому насилию нужно отнести так же и совершение на глазах у ребёнка насилия в отношении значимого для него взрослого человека. Психическое насилие над детьми, широко распространено и встречается во всех социальных группах. В его появлении большое значение имеет социальное наследование, т. е. воспроизведение в собственной семье моделей поведения, усвоенных в детстве. По существующей статистике, каждый третий родитель, из числа тех, кто в детстве подвергался жестокому обращению, жестоко обращаются со своими детьми. Наиболее высок риск психического насилия над ребёнком у молодых матерей, не имеющих навыков по уходу за ребёнком, которые в собственной семье воспитывались в условиях недостатка любви и внимания. Тяжёлым разочарованием для них становится понимание того, что любовь и привязанность ребёнка необходимо зарабатывать тяжёлым повседневным трудом. Весьма высок риск эмоционального насилия над ребёнком у матерей, для которых беременность и рождение ребёнка были средством вступления в брак. Однако их надежды на замужество не оправдались или муж оставил её во время беременности или в первые месяцы после родов. Так же велик риск психического насилия со стороны лиц, заменяющих родителей. Это, чаще всего родственники, назначенные опекунами после смерти родителей или лишения их родительских прав. Так же это могут быть лица, усыновляющие или берущие под опеку детей из детских домов. Они рассчитывают на безусловную и преданную любовь этих детей, но при этом не имеют родительских навыков, не умеют находить выход из сложных ситуаций, неизбежно возникающих в процессе воспитания. Сталкиваясь с непослушанием ребёнка, отставанием его в психическом развитии и проблемами в поведении, коррекция которых требует значительных усилий, не видя от него ожидаемой любви, опекуны или усыновители испытывают разочарование и обиду на ребёнка, не оправдавшего их необоснованных надежд. Жестокое обращение с ребёнком в подавляющем большинстве случаев не ограничивается одним эпизодом, а представляет собой длительно сохраняющуюся неблагоприятную ситуацию. Постоянно существуя в такой ситуации, ребёнок вынужден адаптироваться к ней. Ребёнок, подвергающийся эмоциональному насилию, с учётом возраста и своих индивидуальных особенностей выбирает такую стратегию поведения, которая, как ему кажется, наилучшим образом соответствует его интересам. Однако, ограниченность его жизненного опыта может приводить к тому, что избранный ребёнком механизм психологической защиты не соответствует сложившейся ситуации, что ещё больше ухудшает отношения с родителями и способствует утяжелению насилия. Различные формы психического насилия вызывают различные ближайшие и отдалённые последствия, которые зависят от возраста, когда ребёнок пострадал от жестокого обращения. Неизбежным следствием становится низкая самооценка, бегство в мир фантазий, антиобщественное поведение, эмоциональные расстройства (безразличие и апатия, низкая успеваемость и плохая концентрация внимания, кражи и агрессия направленная либо на окружающих, либо на себя самого) и т. д. Однако, при всей тяжести последствий, психическое насилие редко становится основанием для социального вмешательства в семью, лишения родительских прав или привлечения родителей к уголовной ответственности. Это связано с тем, что, как уже говорилось, психическое насилие сложно выявить, ещё сложнее обосновать, что действия родителей дают основание применить установленные законом меры для защиты прав ребёнка, поскольку в полной мере негативные последствия сегодняшних действий родителей проявятся спустя длительное время. Кроме того, отсутствуют чёткие границы, отделяющие дисциплинарные меры от психического насилия, и той тяжести психического насилия, которая даёт основания для привлечения родителей к ответственности за свои действия. Но это отнюдь, не означает, что нужно пройти мимо и даже не попытаться защитить ребёнка. Для этого есть много государственных инстанций, призванных защищать права ребёнка. Это органы опеки и попечительства, милиция, прокуратура, суд и т. д. Главное, каким образом эти организации будут проводить свои проверки и разбирательства. Очень важно, чтобы уполномоченные чиновники обращали особое внимание на последствия воспитательного процесса родителей. Особенно если в наличие задержка психического развития ребёнка, эмоциональные и поведенческие нарушения. Если каждый из нас, как Вы, Валентина Алексеевна, не будет равнодушен и обратит внимание на беды детей, живущих в соседней квартире, подъезде или дворе, то несчастных детей станет намного меньше. Давайте же вместе поможем детям! Ведь чужих детей не бывает!

Специалист психологической службы