РАЗГОВОРЫ ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ
Рабочее место находится в одном большом кабинете
с ещё 5 сотрудницами. Две из них целыми днями рассказывают друг
другу абсолютно всё про свою личную жизнь! Когда это только
началось, они пытались и меня втянуть в эти разговоры, но я прихожу
на работу РАБОТАТЬ. Но в такой обстановке это невозможно.
Роман, пгт. Тяжин
Как видно из Вашего письма, Вы, Роман, работаете в коллективе, где
подавляющее большинство составляют женщины. Каждый коллектив имеет
свою определённую специфику общения. Что же касается, так
называемых, «женских» коллективов, то для них как раз очень
характерно то, о чем Вы пишите в письме — невоздержанность в
рассказах о личной жизни.
Не хочу обижать женщин, но некоторые из них считают просто своим
долгом сделать достоянием окружающих все детали отношений, которые
посторонних людей не касаются, да и вообщем-то, по большому счёту,
их не интересуют. С моей точки зрения, такое поведение со стороны
этих женщин является своего рода попыткой манипуляции окружающими.
Особенно это касается тех, кто «идёт у них на поводу» и
«включается» в подобные разговоры, начиная рассказывать о себе
очень личные подробности (судя по Вашему письму, попытки «включить»
в свои разговоры предпринимались и в отношении Вас тоже).
Раз человек сам рассказывает о себе очень личные подробности,
значит, рассуждают они, эти сведения можно озвучивать и в другом
месте, и в присутствии других людей. Я думаю, что Вы сами были
свидетелем этого. Наверняка, (даже особо не прислушиваясь), Вы не
раз слышали, как Ваши коллеги упоминают не только о подробностях
своей личной жизни, но и, мимоходом, рассказывают о различных
деталях личной жизни своих приятелей и знакомых. Что-то они
действительно слышали, какие-то «мелочи» они додумали и
дофантазировали в меру своих интеллектуальных способностей, так и
получилась пресловутая сплетня.
Окружающие их люди тоже самые разные. Кто-то выслушает всё то, что
они рассказывают, улыбнётся и оставит услышанное при себе. Кого-то
эти разговоры заинтересуют. Кто-то захочет обсудить полученную
информацию, а кто-то побоится попасть на их «недобрый язык» и тоже
присоединится к обсуждению, искренне считая, что таким образом
можно избежать обсуждения своей персоны. Так в коллективе
появляются «свои люди».
Если говорить научным языком, то коллектив распадается на
микрогруппы, которые, в лучшем случае, мирно сосуществуют. Чаще же
соперничают и, в некоторых ситуациях, вступают в конфликты,
причинами которых, как правило, является провокационные действия
всё тех же людей, склонных к столь откровенным разговорам. Ведь не
могут же они постоянно обсуждать одно и то же, наступает момент,
когда это надоедает. Им становится необходима какая-то другая
информация для «обсасывания». Если новые сведения для обсуждения не
поступают, они, «создают» ситуацию для себя сами (как правило,
именно через конфликт). Судя по Вашему письму, такая ситуация
назревает и в Вашем коллективе. Ведь Вы уже недовольны и раздражены
поведением своих столь «откровенных» коллег.
Я думаю, из всего выше сказанного, Вы уже поняли, что, давая волю
своему раздражению, Вы, фактически, тоже идёте у них на поводу. Для
того, чтобы исправить ситуацию,
необходимо предпринять какие-то нестандартные действия — действия,
которых от Вас никто не ожидает.
Чем Вы занимаетесь сейчас? Вы тихо сидите за своим рабочим столом,
пытаясь сосредоточиться и работать. Однако, насколько понятно из
Вашего письма, это Вам плохо удаётся. Опять же, обращаясь к Вашему
письму, понятно, что не все члены Вашего коллектива склонны
поддерживать чересчур откровенные разговоры. Как они чувствуют себя
в данной ситуации? Они что-то предпринимают в отношении своих
коллег, склонных к излишней болтовне? Почему бы Вам
не объединиться?
Что мешает Вам, составляющим большую часть коллектива, выработать
определённые правила общения в рабочее время? Вместе с этими
правилами определить и те действия, которые последуют за
несоблюдением этих правил? А, выработав данные правила и определив
меры противодействия, чётко и точно всё это соблюдать? Здесь,
конечно, нужен человек, который стал бы лидером и организовал
оставшихся членов коллектива. Если никто до сих пор не решался в
этой ситуации взять на себя роль организатора, то почему бы Вам не
примерить на себя эту роль?
В случае, если коллективный договор не получится (а такое вполне
может быть и нужно быть к этому готовым), необходимо подумать о
своих собственных действиях, которые помогли бы Вам сохранить
душевное спокойствие. В этом случае попробуйте «отключаться» от
болтовни окружающих, не относящейся к рабочему процессу. Это может
быть как чисто психологическое «отключение» (здесь, конечно, нужен
определённый навык, но после небольшой тренировки, это совсем
несложно), так и «механическое» затыкание ушей (например,
наушниками МР3-плеера, в которых звучит приятная для Вас
музыка).
Подумайте, что для Вас лично наиболее приемлемо, и действуйте!
Желаем Вам удачи!
Специалист психологической
службы