НЕ СТАТЬ ЖЕРТВОЙ СОБСТВЕННОЙ ЛОЯЛЬНОСТИ
В фирме проработала 5 лет (бухгалтером, менеджером, помощником
руководителя), в 25 лет стала директором. От первоначального
коллектива остался один человек из десяти. Набрала новый штат
сотрудников, но никак не могу себя заставить общаться с
подчинёнными как руководитель. Для них я скорее друг, нежели
начальник. Помогаю, советую, отпускаю по личным делам, но ни к чему
хорошему это не приведёт.
Как перестроить свои отношения с подчинёнными (мужчинам за 35,
женщинам 23-28), чтобы не приняли в штыки?
Марина, г. Кемерово
Хочется порадоваться Вашему, столь стремительному, карьерному
росту. Такое высокое профессиональное положение в 25 лет говорит о
многом. Судя по всему, Вы немало потрудились, прежде чем занять
столь высокую должность.
Однако, у каждого стремительного взлёта, всегда есть и обратная
сторона. Прежде всего — это отсутствие полной готовности принять
ответственность не только и даже не столько за себя, сколько за
подчинённых людей. Ведь качества руководителя не ограничиваются
высоким интеллектом и, так называемой, «деловой хваткой». Кроме
всего прочего он должен иметь за спиной определённый жизненный
опыт, уметь эффективно простраивать взаимоотношения с окружающими
его людьми, в том числе и в своём трудовом коллективе.
Приобретённый жизненный опыт позволяет руководителю иметь
устойчивую самооценку, меньше оглядываться на мнения окружающих и
сократить время принятия решения. Если интеллекта и деловых качеств
у Вас, судя по письму, достаточно, то с жизненным опытом все
обстоит не столь хорошо.
В физике есть, так называемый, Закон неустойчивого равновесия. Это
когда физическое тело находится выше точки опоры. Мне
представляется, что этот закон очень подходит Вашему сегодняшнему
положению. В какой-то момент времени, Вы, в профессиональной сфере,
«прыгнули» выше своей точки опоры, т.е. того положения, где Вы
чувствовали себя комфортно и уверенно. Отсюда Ваши смятения и
метания.
Что ж, понимание происходящего с Вами, я думаю, у Вас теперь есть.
Поэтому стоит поговорить о том, что со всем этим делать. Предлагаю
обратиться к литературе. В различных психологических источниках
приводится самая разнообразная классификация стилей поведения
руководителя в отношениях со своими подчинёнными. Однако, большая
часть специалистов сходятся на том, что основными являются
директивный, демократический и попустительский стили руководства.
Наверное, не стоит вдаваться в подробное описания особенностей
каждого их них. Уже их названия говорят сами за себя.
Как бы Вы сами оценили свой стиль руководства коллективом? Учитывая
тот факт, что наш разговор ведётся в режиме монолога, и Ваш ответ я
услышать не могу, поделюсь своими размышлениями. Судя по Вашему
письму, я склонна думать, что Ваша манера управления ближе всего к
демократическому стилю. Я сделала такое предположение, учитывая
краткое, но достаточно характерное описание Ваших взаимоотношений.
Вы рассматриваете своих подчинённых как равноправных коллег. Об
этом говорит Ваше замечание о том, что Вы им помогаете, и не только
советами в профессиональных делах, но и при возникновении проблем
личного плана (вы сами пишите о том, что «входите» в их положение и
«отпускаете по личным делам»). Только вот что странно — Вы уверены,
что «ни к чему хорошему это не приведёт». Ответьте на вопрос:
«Откуда такая уверенность?» Почему Вы считаете, что если человек
чувствует определённую степень свободы на своём рабочем месте, то
это обязательно плохо? Неужели обязательно должно быть
безоговорочное, безропотное подчинение приказам начальника,
независимо от того, прав начальник или нет? Почему подчинение не
может быть основано на уважительном отношении подчинённого к своему
руководителю?
Во все времена считалось, что самый эффективный общественный строй
основан на демократических принципах. Точно так же, самыми
эффективными и творческими профессиональными коллективами считались
и считаются коллективы с демократическим стилем управления.
Поэтому, я думаю, что дело тут вовсе не в том, что Ваши отношения с
коллегами не очень-то похожи на классические директивные отношения
«начальник–подчинённый». А дело в Вашей уверенности в себе (о чем
шла речь выше). Со временем она к Вам непременно придёт. Ну, а
пока, не бойтесь говорить о своих чувствах и сомнениях с
подчинёнными. Делитесь с ними своими ожиданиями по отношению к
каждому из них и ко всему коллективу вообще. Если у вас есть
недовольство кем-то из коллег, не бойтесь сказать о своих
претензиях к нему. Однако, помните, что это лучше делать один на
один и очень корректно. Не забывайте так же и о том, что любому
человеку нужна не только критика, но крайне необходима похвала. И
старайтесь выражать свои похвалы и признательность публично. Тогда
их сила увеличивается многократно. Что стимулирует к дальнейшей,
ещё более эффективной работе.
Судя по Вашему письму, у Вас есть склонность к логическому анализу
своего поведения. А это, по моему мнению, говорит о том, что Вы
относитесь к думающим и очень перспективным руководителям. Здоровая
критика, конечно, никому не помешает. Однако, чрезмерное
самобичевание может Вам только навредить. Поэтому побольше
уверенности в себе и своих поступках! Желаю Вам удачи!
Специалист психологической службы