ОЧЕНЬ ОБИДНО...

Не знаю, как мне реагировать на ситуацию... Недавно университет закончила. В данный момент работа удаленная, типа «хоум офис» (главный офис в другом городе, в моем лишь дистрибьютор, с которым я и сотрудничаю).
Работаю полгода. У меня был День рождения, а от главного офиса не поздравили, даже звонком. Может, я ещё страдаю юношеским максимализмом, но очень обидно. Или это так принято?
Олеся, г. Гурьевск

Наверное, нет таких людей, кто бы никогда не обижался, кто хотя бы раз в жизни не чувствовал себя обманутым, преданным или оскорбленным. Чувство обиды – вот основная причина конфликтов, ссор и недоразумений.

Давайте, используя небольшие примеры из жизни, попробуем разобрать природу этого чувства. Ну, скажем, если Вас лягнет осел, то навряд ли Вы обидитесь на него. Если на Вас нападет человек, которого Вы совсем не знаете, то тоже не будете обижаться, а скорее испугаетесь, побежите или вступите с ним в борьбу. Но вот если Вы увидите, что значимый для Вас человек пренебрегает Вашими интересами и ведет себя иначе, чем Вы этого ожидаете, вот тут-то и возникает неприятное, заполоняющее все, чувство обиды.

Так почему же мы все-таки обижаемся? Само возникновение обиды зависит от нескольких причин. Во-первых, от того, насколько значим обидчик для данного человека. Во-вторых, насколько человек чувствует себя правым в данной ситуации. Но основной причиной, на мой взгляд, является наше убеждение в том, будто значимый для нас человек должен всегда поступать только так, как мы считаем правильным. Тем самым отрицаем его право на самостоятельные действия.

Когда дело касается вышеупомянутого осла, то все знают, что он может лягнуть в любой момент (что с него возьмешь – животное!). Мы признаем его самостоятельным, независящим от нас существом. А вот значимых для нас людей мы почему-то таковыми не считаем и за это на них обижаемся. Если же признать самостоятельность другого человека, принять его право самому определять свое поведение, то в этом случае у нас не было бы оснований обижаться на него. Ведь не обижаемся же мы на погоду за то, что она вдруг испортилась и расстроила все наши планы. Мы признаем природу независимой от наших ожиданий.

А теперь давайте все сказанное выше попробуем перенести на Вашу ситуацию. В своем письме Вы однозначно говорите об обиде на какой-то абстрактный «главный офис», который не поздравил Вас с Днем рождения. Вы не называете никакого конкретного человека, а обижаетесь на что-то неопределенное и как будто неодушевленное. Я думаю, все это потому, что в своей работе Вы взаимодействуете только с одним конкретным человеком. А работников главного офиса, находящегося в другом городе, скорее всего Вы и не знаете вовсе (возможно, так же, как и они Вас), т.к. контакты с ними поддерживаются, как Вы пишите, через дистрибьютора.

Тогда почему Вы так ждали практически от незнакомых людей поздравлений с Днем рожденья? Что заставило Вас обижаться на них? Неужели эти далекие и абстрактные люди столь значимы для Вас? Подумайте об этом. А когда найдете ответы на заданные вопросы, поразмышляйте также о том, что лично от Вас ожидают другие люди? И всегда ли Вы оправдываете их ожидания? И еще: посмотрите на сегодняшнюю обиду из будущего, перенеситесь вперед хотя бы на год, а лучше лет на пять… Согласитесь, что чувствуется большая разница между ее теперешним восприятием и тем, как бы человек воспринял ее в будущем.

В заключении хотелось бы сказать, что обида – это защитный механизм, которым нужно уметь управлять. Недаром восточная мудрость говорит, что мы сами как дерево, и именно от нас зависит, что будет на этом дереве: великолепные цветы, вкусные плоды или завядшие листья. Так вот, обида как раз и не дает распуститься цветам и созреть плодам, а делает так, что листья радости и жизни на нашем дереве вянут, превращая его в сухую корягу.

Желаем Вам научиться анализировать свои обиды и управлять ими!  

Специалист психологической службы