ХУДОЙ МИР…

Здравствуйте, мне нужен совет!
4 месяца назад я устроилась на новую работу. Работаю я в службе персонала одной крупной компании. Так получилось, что почти одновременно со мной на работу вышла ещё одна девушка. В первое время было всё хорошо, мы с новой напарницей "спелись". Через некоторое время мы стали замечать, что "старые" сотрудники стали к нам плохо относиться: шушукаться по углам, сваливать на нас часть своей работы, наговаривать на нас и т.п.
Сначала мы терпели до конца испытательного срока, потом высказали все свои недовольства нашей руководительнице. Но, к сожалению, ничего не изменилось, а стало даже хуже. Недавно у меня сдали нервы из-за того, что одна из сотрудниц про меня наговорила такого, чего не то чтобы не было, а даже и не могло быть. Начали разбираться и в финале меня сделали крайней.
Что делать в такой ситуации? Как себя вести?
Оксана, г. Кемерово

Поскольку в Вашем письме речь идет о конфликтной ситуации, сразу следует признать, что какой бы ни была эта ситуация, в ней присутствуют как минимум две конфликтующие стороны. Поведение Ваших коллег не поддается влиянию с Вашей стороны. Поэтому, думаю, будет правильным обратить внимание на некоторые моменты, которые помогут Вам проанализировать сложившуюся ситуацию и найти возможность улучшить ее.

То, что практически одновременно с Вами в компанию устроилась еще одна девушка – факт вроде бы позитивный. Однако взгляните на ситуацию с другой стороны. Не было ли, например, воспринято окружающими Ваше обособление как противопоставление себя другим членам коллектива? Вы же сами говорите, что негатив со стороны «стареньких» почувствовали только через какое-то время. Возможно в остальных сотрудниках накапливалось раздражение по поводу того, что Вы и Ваша подруга, поглощенные общением друг с другом, как бы игнорировали окружающих? Как результат – конфликтная ситуация.

В силу сложившихся обстоятельств, Вы и Ваша подруга «по несчастью» были вынуждены сдерживать свои негативные эмоции до конца испытательного срока (что само по себе абсолютно резонно). Поэтому, когда у Вас появилась, наконец, возможность высказать свою точку зрения своему руководителю, недовольства накопилось более чем достаточно. Психологи называют это «накоплением аффекта». И поэтому, как бы Вы не сдерживали свои эмоции, скорее всего это выглядело как обвинение.

Надо сказать, что для Вашей начальницы вещи, о которых Вы ей сообщили, как о неоспоримых фактах, явились лишь одной из точек зрения. Ведь в ее подчинении работаете не только Вы вдвоем. Разве Вы не допускаете, что до нее могла доходить совсем другая информация? Судя по всему, для руководителя было очевидным только одно: наличие в коллективе конфликтной ситуации. Возможно, она попыталась уладить конфликт, поговорив с кем-то из подчиненных, но итогом этого стало лишь обострение ситуации.

Что касается завершающей стадии конфликта, то Вы вступили в нее, будучи заранее выведенной из равновесия, когда у Вас, что называется, «сдали нервы». Это значит, что Вы в тот момент могли повести себя импульсивно, не совсем корректно и допустить какие-то промахи, что, скорее всего, и позволило Вашим оппонентам сделать Вас «козлом отпущения».

Если подвести краткий итог вышесказанному без поиска крайних, отвечая на извечный вопрос «что делать?», можно выделить несколько важных моментов.

Во-первых, путь «наименьшего сопротивления» не всегда самый удачный. Конечно установить контакт с одним человеком проще, чем с несколькими, но если коллег у Вас больше одного, придется, так или иначе, учитывать этот факт, тем более в новом коллективе.

Во-вторых, если Вы только начали замечать, что люди вокруг Вас ведут себя не так, как Вам бы того хотелось, не спешите воспринимать эти действия как однозначно направленные против Вас. Поговорите с ними как можно более мирно и доброжелательно – на свете не так уж много людей, затевающих конфликт ради самого конфликта. Скорее всего, имеющиеся противоречия можно разрешить, как говорится, полюбовно.

В-третьих, если Вы решили, что пора обратиться к начальству, желательно, чтобы на руках у Вас были неопровержимые факты, красноречиво свидетельствующие о Вашей правоте, а аргументы Ваши были весомы и убедительны.

В-четвертых, в случае, когда Вы чувствуете, что не можете избежать открытого конфликта, имейте в виду, что это практически война, и в этой войне чаще всего прав тот, кто сильнее, как бы это неприятно не звучало для Вас. Оцените трезво свои возможности и ресурсы, и, может быть, Вы все-таки предпочтете отступить без боя.

Надеюсь, что Вам пригодятся эти рекомендации, если и не применительно к данной ситуации, то хотя бы на будущее. Если у Вас есть еще какие-либо вопросы, звоните нам. Удачи!

Специалист психологической службы