ТРУДНО БЫТЬ РУКОВОДИТЕЛЕМ

4 месяца назад мне пришлось поменять работу из-за смены руководства. На старом месте от рядового работника доросла до руководителя отдела в течение нескольких лет. На новую работу устроилась уже как руководитель отдела. Но здесь, по сравнению с предыдущей работой, очень много минусов: нет элементарной субординации, каждый сотрудник бегает к генеральному директору, сотрудники не привыкли работать с нормативными документами, не поставлен элементарный документооборот. Да и начальник – "хозяин-барин": его интересует в первую очередь, какой человек, а не какой специалист.
Многие смотрят на меня как на человека, который хочет перестроить их налаженную систему, и противятся этому, не выполняют мои задания. Мне не дают добро на смену работников во вверенном мне отделе, если он не устраивает меня, только из-за того, что он устраивают руководителя. Свои требования и план развития отдела представила руководству, пока молчание. Что бы Вы сделали на моём месте? Посоветуйте мне.
Светлана, г. Ленинск-Кузнецкий

Понятны Ваши ностальгические воспоминания о старом месте работы. Насколько я понимаю, Вы пришли туда простым, рядовым работником. Вам не приходилось выбирать те законы и правила, по которым «жила» и работала эта компания. Соответственно, продвигаясь по служебной лестнице, Вы строили свою работу, руководствуясь именно этими внутренними правилами и законами. У Вас сложился определенный стереотип поведения руководящего работника. С этим «багажом» знаний и опыта Вы пришли на новое место работы, подразумевая ту же схему организации работы.

Однако вспомните известную русскую поговорку: «в чужой монастырь со своим уставом не ходят». Эта поговорка как раз очень хорошо характеризует ту ситуацию, в которой Вы оказались в данный момент. Другойколлектив – это всегда другие законы и правила. Пусть даже они, с Вашей точки зрения, не столь эффективны и действенны, но изменить их немедленно, лишь по Вашему желанию, невозможно. Поэтому-то, какие бы «более правильные» действия Вы не предпринимали, они не будут срабатывать вообще или эффективность этих действий будет минимальной.

И дело здесь вовсе не в каком-то конкретном коллективе – где бы Вы сейчас ни начали работать, уже не встретите точно таких же правил и законов, какие были в прежней компании. Здесь не помогут натиск, напор и нетерпение! Кроме реакции протеста на свои действия Вы в этом случае ничего больше не получите. Что, собственно говоря, Вы уже и наблюдаете.

Если Вы действительно хотите что-то изменить, эффективно работать и управлять вверенным Вам коллективом, нужно, прежде всего, набраться терпения. На данный момент для Вас самое главное – адаптировать имеющийся у Вас опыт к новым условиям! А это во многом будет зависеть от Вашей выдержки, терпения, умения анализировать чужой опыт, умения слушать и слышать.

Побудьте какое-то время наблюдателем. Составьте, исходя из своих наблюдений, существующую на данный момент схему работы коллектива. Определите для себя значимость в коллективе каждого из работников, выделите формальных и неформальных лидеров. И только после этого, ПОСТЕПЕННО, не торопясь, налаживайте контакты со своими подчиненными, в первую очередь, с неформальными лидерами, привлекая их на свою сторону. Переложите на неформальных лидеров часть ответственности за работу коллектива, назначив их своими помощниками. Таким образом, они должны будут или стать Вашими соратниками, или откровенно саботировать работу, что однозначно не понравится генеральному директору.

Хочется также отметить, что очень часто негативное отношение к новому начальнику и к его нововведениям формируется от непонимания того, что же происходит. Будьте более открыты, а для этого объясните своим подчиненным (ну, например, на общем собрании), что новый руководитель – это всегда новшества и изменения в работе. Расскажите им о своих планах, о своем видении организации рабочего процесса, выразите надежду, что коллектив Вас поддержит и поможет Вам. Когда руководитель доверяет своим подчиненным, как можно протестовать против этого!

Но, опять же, для всего этого нужно терпение, выдержка и время! И помните, что невозможно понравиться всем, как бы Вы к этому не стремились! Поэтому будьте готовы к тому, что даже по прошествии времени найдутся те, кого не будут устраивать ни стиль Вашего руководства, ни Вы сами. Я думаю, это нестрашно – хорошая оппозиция всегда держит в тонусе руководителя. Помогает ему более грамотно и обдуманно принимать решения, более внимательно относится к своим подчиненным.

Что ж, желаю Вам удачи на нелегком пути становления руководителя. Если возникнут сложности, звоните нам. Будем рады Вам помочь разобраться в ситуации.

Специалист психологической службы