Права сотрудников
Здравствуйте! Устроилась в новый магазин, работодатель забрал у
меня трудовую, 2 недели отработала, предложили другую работу.
Работодатель сказал, что не будет оплачивать 2 недели. Как мне
можно вернуть заработанные деньги и трудовую книжку, если у меня
нет от них документов, что они её у меня взяли?
Анастасия, г.Кемерово
По трудовому законодательству с вами должен был быть заключён
трудовой договор.
Согласно ст. 16 ТК РФ, Трудовые отношения возникают между
работником и работодателем на основании трудового договора,
заключаемого ими в соответствии с настоящим Кодексом.
Статья 57 ТК РФ, говорит, что в трудовом договоре указываются:
– фамилия, имя, отчество работника и наименование работодателя
(фамилия, имя, отчество работодателя — физического лица),
заключивших трудовой договор;
– сведения о документах, удостоверяющих личность работника и
работодателя — физического лица;
– идентификационный номер налогоплательщика (для работодателей, за
исключением работодателей — физических лиц, не являющихся
индивидуальными предпринимателями);
– сведения о представителе работодателя, подписавшем трудовой
договор, и основание, в силу которого он наделён соответствующими
полномочиями;
– место и дата заключения трудового договора.
Обязательными для включения в трудовой договор являются следующие
условия:
– место работы, а в случае, когда работник принимается для работы в
филиале, представительстве или ином обособленном структурном
подразделении организации, расположенном в другой местности, —
место работы с указанием обособленного структурного подразделения и
его местонахождения;
– трудовая функция (работа по должности в соответствии со штатным
расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации;
конкретный вид поручаемой работнику работы). Если в соответствии с
настоящим Кодексом, иными федеральными законами с выполнением работ
по определённым должностям, профессиям, специальностям связано
предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, то
наименование этих должностей, профессий или специальностей и
квалификационные требования к ним должны соответствовать
наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных
справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом
Правительством Российской Федерации; (в ред. Федерального закона от
28.02.2008 N 13 ФЗ)
– дата начала работы, а в случае, когда заключается срочный
трудовой договор, — также срок его действия и обстоятельства
(причины), послужившие основанием для заключения срочного трудового
договора в соответствии с настоящим Кодексом или иным федеральным
законом;
– условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или
оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и
поощрительные выплаты);
– режим рабочего времени и времени отдыха (если для данного
работника он отличается от общих правил, действующих у данного
работодателя);
– компенсации за тяжёлую работу и работу с вредными и (или)
опасными условиями труда, если работник принимается на работу в
соответствующих условиях, с указанием характеристик условий труда
на рабочем месте;
– условия, определяющие в необходимых случаях характер работы
(подвижной, разъездной, в пути, другой характер работы);
– условие об обязательном социальном страховании работника в
соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными
законами;
– другие условия в случаях, предусмотренных трудовым
законодательством и иными нормативными правовыми актами,
содержащими нормы трудового права.
Таким образом, в трудовом договоре должны быть прописаны условия
оплаты труда, на основании которых работодатель обязан выдать вам
заработную плату за отработанный срок.
Но вы также должны соблюсти порядок расторжения трудового договора
(ст. 80 ТК РФ). А именно, Работник имеет право расторгнуть трудовой
договор, предупредив об этом работодателя в письменной форме не
позднее чем за две недели, если иной срок не установлен настоящим
Кодексом или иным федеральным законом. Течение указанного срока
начинается на следующий день после получения работодателем
заявления работника об увольнении.
То есть, написав заявление о расторжении трудового договора и
отработав после этого 14 дней, вы имеете право уйти с работы, а
работодатель в этом случае обязан будет оплатить вам заработную
плату и выдать трудовую книжку.
В магазине приобрела телевизор, продавец посоветовал приобрести
дополнительную гарантию на три месяца. Можно ли вернуть деньги за
неиспользованную услугу, т.к случаев по обращению гарантии не
было.
Светлана, г. Кемерово
В данном случае речь идёт о дополнительном сервисном
обслуживании.
Главное отличие между гарантией и дополнительным сервисным
обслуживанием заключается в том, что гарантийное обслуживание
предоставляется заводом изготовителем и является обязательным, а
дополнительное сервисное обслуживание, это, как правило,
добровольная услуга, которой покупатель может воспользоваться, а
может и нет, по своему усмотрению.
Гарантия завода изготовителя поддерживается государством при помощи
Закона РФ «О защите прав потребителей», а дополнительное
обслуживание — это только договор между продавцом (производителем)
и покупателем. Иными словами обязательства продавца во время срока
гарантии прописаны в законе, а в период сервисного обслуживания в
договоре на это обслуживание.
Согласно Закона РФ «О защите прав потребителей», обязанность по
гарантийному обслуживанию техники ложится как на производителя, так
и на торговую организацию, продающую технику, а за дополнительным
обслуживанием покупатель может обращаться только к тому с кем
заключил договор.
По гарантии у вас есть право не только на ремонт, но и на обмен
товара и на возврат денег, по дополнительному сервисному
обслуживанию только ремонт. При нарушении срока ремонта по гарантии
потребитель имеет, согласно Закона, право на неустойку один процент
от цены товара за каждый день задержки выполнения ремонта, а если
гарантийный ремонт затянется дольше оговорённого срока или товар
вообще окажется неремонтопригодным, то потребитель имеет право на
возврат денег.
Условия же платной дополнительной гарантии продавца или
дополнительного сервисного обслуживания ничего такого не
предполагают. Ремонт по дополнительному обслуживанию может
затянуться надолго, но аналогичный товар на подмену потребителю не
положен и неустойка за просрочку ремонта по дополнительному
сервисному обслуживанию не положена, если её размер прямо не указан
в договоре.
Если дополнительная гарантия — это услуга, то потребитель, согласно
статьи 32 Закона РФ «О защите прав потребителя», вправе отказаться
от исполнения договора о выполнении работ (оказании услуг) в любое
время при условии оплаты исполнителю фактически понесённых им
расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору.
То есть, если вы заключили такой договор и во время его действия
решили от него отказаться, то имеете на это право. По истечении
срока дополнительного сервисного обслуживания вы уже не можете
вернуть деньги.