Финансирования мероприятий по улучшению условий охраны труда

В течение 3 квартала 2010 года, в соответствии с планом работы Государственной инспекции труда в Кемеровской области, при проведении любых видов проверок контролировалось исполнение статей Трудового Кодекса РФ № 217, № 226, в части наличия служб охраны труда, финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда и их выполнения.
Анализ проведённых обследований показал, что в последние годы в крупных и средних предприятиях значительно активизировалась работа по созданию здоровой и безопасной производственной сферы. Об этом свидетельствуют такие факты, как создание служб охраны труда, финансирования мероприятий по охране труда, в соответствии с требованиями Трудового Кодекса РФ, и их выполнение. Многие организации Кузбасса делают самостоятельные шаги, чтобы наметить пути снижения производственного травматизма. Это внедрение новых технологий и оборудования, организационные решения, принятие мер по укреплению дисциплины труда, проведение аттестации рабочих мест по условиям труда, финансирование и выполнение мероприятий по охране труда.
В 3 квартале 2010 года, по поручению Роструда, проведены повторные проверки угольных предприятиях, по вопросу финансирования мероприятий, направленных на улучшение условий и охрану труда. Анализ результатов проведенных проверок угледобывающих предприятий показал, что в отдельных организациях выявлено нецелевое расходование средств, выделенных на мероприятия по охране труда, например:
— в 1 м обществе с ограниченной ответственностью (Кемеровский район) — в 1 квартале 2010 года затраты на производство продукции составили 212422 тыс. рублей, при этом расходы на мероприятия по охране труда составили — 32649,3 тыс. рублей (15,4%). Однако на мероприятия, не относящиеся к вопросам охраны труда, израсходовано 328 тыс. рублей, например: приобретение станков буровых 130,0 тыс. рублей, установки автоматического пожаротушения 77,0 тыс. рублей и др. По итогам проверки составлен акт, выдано предписание на устранение выявленных нарушений, юридическое лицо привлечено к административной ответственности в размере 30,0 тыс. рублей;
— в 2009 году в 1 м обществе с ограниченной ответственностью (г. Киселевск) — затраты на производство продукции составили 719349 тыс. рублей, при этом расходы на мероприятия по охране труда составили — 22728 тыс. рублей (3,2%). Однако на мероприятия, не относящиеся к вопросам охраны труда, израсходовано 8514 тыс. рублей, например: приобретение бурового инструмента, сопровождение проектных работ и др. Вместе с тем, затраты на мероприятия по охране труда составили 14214 тыс. рублей или 1,98 процента от суммы затрат на производство продукции. По результатам проверки составлен акт, выдано предписание на устранение нарушений; на юридическое лицо наложен административный штраф в размере 30,0 тыс. рублей;
— в 1 м закрытом акционерном обществе (г. Ленинск­Кузнецкий) фактический объем финансирования мероприятий по охране труда ниже запланированных размеров: 2008 год — план — 29849,3 тыс. рублей, факт — 25645,9 тыс. рублей; 2009 год — план — 37822,0 факт — 16960,9 тыс. рублей; 6 месяцев 2010 года — план — 25544,0 тыс. рублей, факт — 20679,0 тыс. рублей. Вместе с тем, фактически затраченные суммы отвечают требованиям статьи 226 Трудового Кодекса РФ (то есть больше 0,2%). По итогам проверки составлен акт, выдано предписание на устранение выявленных нарушений, юридическое лицо привлечено к административной ответственности в размере 30,0 тыс. рублей и др.
В целом, в ходе проведения проверок в 3 квартале 2010 года, не установлены нарушения требований Трудового Кодекса РФ в части вышеприведенных статей, например: в 2 х обществах с ограниченной ответственностью (г. Белово); в 1 м обществе с ограниченной ответственности (г. Березовский); в 6 ти организациях (г. Кемерово); в 1 м открытом акционерном обществе (г. Новокузнецк); в 2 х обществах с ограниченной ответственностью (г. Прокопьевск) и др.
Вместе с тем, в ходе проверок организаций выявлены следующие нарушения по выше обозначенной теме: отсутствуют службы охраны труда, не введены в штатное расписание должности специалистов по охране труда, либо отсутствуют договоры со специалистами, оказывающими услуги в области охраны труда, в таких организациях, как: в 1 м обществе с ограниченной ответственностью (г. Анжеро­Судженск); в 2 х обществах с ограниченной ответственностью (г. Белово); в 1 й организации (г. Калтан) и др.
Отмечены факты, когда численность работников службы охраны труда не соответствует требованиям нормативных документов, например: в 1 м обществе с ограниченной ответственностью (г. Прокопьевск).
В ходе проверок установлено, что не производится выделение средств на мероприятия по охране труда, например: в 2 х обществах с ограниченной ответственностью (г. Белово) и др.
Не отвечает требованиям Трудового кодекса РФ выделение средств на мероприятия по охране труда, например: в 2 х организациях (Беловский район); в 1 й организации (г. Новокузнецк); в 2 х организациях (г. Прокопьевск) и др.
Не приняты к исполнению Рекомендации по планированию мероприятий по охране труда, утвержденные Постановлением Минтруда России № 11 от 27 февраля 1995 года в следующих организациях: в 2 х организациях (г. Белово); в 1 й организации (Беловский район); в 1 м закрытом акционерном обществе (г. Березовский); в 2 х открытых акционерных обществах (г. Гурьевск); и др.
Не ведется контроль за использованием средств, выделенных на мероприятия по охране труда, например: в 2 х организациях (Беловский район); в 1 й организации (г. Прокопьевск) и др.
В нарушение требований статьи 218 Трудового Кодекса РФ не созданы комитеты (комиссии) по охране труда в таких организациях, как: в 1 м обществе с ограниченной ответственностью (г. Белово); в 1 м обществе с ограниченной ответственностью, в 3 х закрытых акционерных обществах (г. Новокузнецк) и др.
По всем вышеизложенным фактам нарушений выданы предписания с конкретными сроками их исполнения, которые находятся на постоянном контроле государственных инспекторов труда. По требованию государственных инспекторов труда намечены мероприятия по охране труда и решается вопрос по их финансированию. За допущенные нарушения законодательства по охране труда привлечены к административной ответственности должностные лица организаций.
Работа Государственной
инспекции труда продолжается…